Катехизис. Конспект лекций - стр. 23
2.8.2. Сотворение Богом видимого мира
После мира духовного Господь сотворил мир физический, видимый. Творение Богом мира есть ещё одна тайна веры. Как говорит святой апостол Павел: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3).
О сотворении мира невидимого Священное Писание говорит мало. Причина этого в том, что мир духовный скрыт от нас, и не всякий человек способен рассуждать о духовных вещах. О сотворении же мира видимого Священное Писание говорит с некоторыми подробностями, согласуя повествование с человеческими понятиями.
В учении Церкви утверждается, что Бог сотворил мир из ничего. Творение Богом мира есть акт возникновения из небытия к бытию, т. е. возникновение того, чего ранее не было.
О творении Богом мира из ничего мы узнаём из Священного Писания.
В Книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Как было сказано выше, слову «сотворил» соответствует глагол «бара», который, по распространённому мнению иудейских и христианских богословов, имеет значение «создания из ничего».
В псалме воспевается: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса» (Пс. 101:26).
«Умоляю тебя, дитя мое, – обращается благочестивая иудеянка к своему сыну-мученику, – посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7:28).
Отцы Церкви в своих творениях неоднократно указывали на несовместимость дуалистического воззрения, предполагающего совечность материи Богу, с высоким христианским учением о Боге, Который не нуждался для сотворения мира ни в каком материале, но создал мир из ничего, одним мановением Своей воли. «Что было бы великого, – говорит блаженный Феофил Антиохийский, – если бы Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник с веществом делает, что хочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит, что хочет, и так, как хочет».
В творческом действии Божием можно выделить:
1. Сотворение первоначальной материи, у которой не было прочных оснований, как у парообразной массы, и которая была безграничной, как бездна (Быт. 1:1,2).
2. Художественное устройство первоначальной материи. Из элементов, созданных в начале, Господь за шесть творческих дней произвёл:
в 1-й день – свет. Святитель Димитрий Ростовский говорит: так же, как художник, прежде чем приступить к работе, зажигает свечу, так и Господь в начале творения производит свет;
во 2-й день – твердь (видимое небо);
в 3-й день