Размер шрифта
-
+

Катехизис. Конспект лекций - стр. 22

Создав Ангелов, Бог одарил их свободой, которая должна была постоянно совершенствоваться через повиновение воле Божьей. «Сотворил Бог Ангелов, – учит преподобный Амвросий Оптинский, – духов бесплотных, умом совершенных, но не утвержденных ещё в добре, а оставленных на испытание их произволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу».

Некоторые из Ангелов не устояли в своем назначении и вышли из повиновения Богу, злоупотребив данной им свободой. Святой апостол Иуда пишет, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6). Священное Писание свидетельствует, что первым согрешил диавол. «Ваш отец диавол, – говорит Господь, обращаясь к фарисеям, – и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Причиной падения духов была гордость. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Начало греха – гордыня» (Сир. 10:15). Святой апостол Павел учит: «Епископ не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). Долго противясь воле Божией, демоны сделались нераскаянными и ожесточенными во зле. Преподобный Антоний Великий, рассуждая о возможности покаяния для падших духов, пришёл к твёрдому убеждению, что древнее зло не может быть новым добром. По учению Святых Отцов, Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Из Священного Писания известно, что бесовским искушениям можно противостоять с помощью:

• Призывания имени Господа Иисуса (Мк. 16:17);

• Поста и молитвы (Мк. 9:29);

• Духовного бодрствования (1 Пет. 5:8).

Из аскетической литературы известно также о силе Животворящего Креста Господня, благодатной пользе участия в церковном богослужении и в Святых Таинствах, употребления святой воды. «Крест – знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания, – говорит святитель Николай Сербский. – Вода очищает, и означает чистоту духовную и телесную. Причастие – небесная трапеза, на которой душе в пищу предлагается Тело и Кровь Господа. Бесы трепещут от этих трёх святынь».

Преподобный Амфилохий Почаевский приводит такую аналогию: «Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага – Святой Крест, Святое Евангелие и святая вода».

Страница 22