Размер шрифта
-
+

Карма, или Как изменить судьбу - стр. 6

Глава 2

«Восточное» представление о благой карме



Учение о благой карме было представлено практически во всех восточных религиях. Во второй главе мы рассмотрим различные интерпретации данного понятия, почерпнутые нами из индуизма, буддизма, дзен-буддизма и ламаизма.

Более древними являются представления индуистских мудрецов, которые первыми ввели понятие кармы. Это представление – одно из основных положений индуизма, роль которого в истории всей индийской цивилизации невозможно переоценить.

Сущность понятия кармы в индуизме состоит в следующем. Карма складывается из суммы злых и добрых поступков каждого человека. Все накопленное им в этой жизни определяет его последующую жизнь, форму, в которой она будет протекать, то, кем будет человек в следующем перерождении.

Единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой жизни.

(Из книги «Свет на пути»)

«Хорошая» карма гарантирует человеку удачное перерождение в следующей жизни, восхождение по социальной лестнице (например, ее обладатель станет брахманом, достойным всяческого почитания и уважения).

«Средняя» карма дает возможность возродиться с сохранением своего прежнего положения, то есть остаться тем же, кем и был.



«Скверная» (или негативная) карма опускает человека вниз по социальной лестнице, делая его представителем низшей касты, рабом или слугой, а может быть, даже животным, растением или насекомым.

Иными словами, карма может быть названа тем стечением обстоятельств, которое ожидает человека в течение его жизни.

Подобное истолкование кармы во многом обусловливает восприятие окружающего мира. Это связано с тем, что ответственность в данном изложении ложится исключительно на самого человека, именно он становится творцом своей судьбы, осуществляет себя во времени и отвечает за поступки.

Таким образом, обстоятельства, в которых находится индивид, зависят только от него, он сам создал их в прошлой жизни. Поэтому ему некого обвинять в том, что судьба была задана кем-то извне, что она жестока по отношению к нему (как, например, понимают судьбу в христианстве, особенно в ортодоксальных его проявлениях, когда все происходящее с человеком определяется как Божественное предначертание, которое следует принимать безропотно, так как замыслы Творца неисповедимы, то есть непостижимы для нашего разума).

Кто в первый раз слышит о карме и начинает понимать, что все его действия подлежат этому неизменному закону, по которому в природе день сменяется ночью, тот осознает удручение. Оно представляется человеку железным законом необходимости. Но подобное настроение проходит, по мере того как человек яснее узнает правила, управляющие не формой, а сутью явлений.

Страница 6