Размер шрифта
-
+

Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 5

Второй Вселенский Собор***(Константинопольский первый)

Второй Вселенский Собор был созван императором Феодосием I Великим по поводу сразу нескольких ересей: учения евномиан (учивших, что у Сына и Отца разная природа), полуариан, или духоборцев (учивших о тварной природе Святого Духа), савеллиан (не различавших Лиц в Святой Троице и учивших о едином Божественном Лице), маркеллиан (исповедовавших учение о конечности ипостаси Сына и Его Царства), фотиниан (учивших о том, что Иисус был простым человеком, в котором лишь наиболее полно обитало Божество) и, наконец, аполлинариан (учивших об отсутствии разумной души во Христе, которую заменило Божество Слова, и человеческой воли). Собор начал свои заседания в Константинополе в 381 году и продолжался три года, на нем присутствовало 150 епископов, председателями были последовательно святители Мелетий Антиохийский, а затем Григорий Богослов. Собор осудил ереси и разработал последние пять членов Символа веры, в которых торжественно провозглашается единосущие Святого Духа другим двум Лицам Святой Троицы.

Второй Вселенский Собор издал семь правил дисциплинарного характера, среди которых самые важные: о незыблемости канонических территориальных границ между Церквами (2), о критериях, которым должно соответствовать лицо, обращающееся с жалобой на епископа в церковный суд (6), и о разновидностях присоединений к Церкви из ереси и раскола в зависимости от заблуждения присоединяющегося (7).

Третий Вселенский Собор***(Эфесский)

Третий Вселенский Собор был созван императором Феодосием II в Эфесе в 431 году в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория. Несторий искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. На Соборе было 200 отцов, большей частью восточных, которые осудили учение Нестория и предали его самого анафеме.

Третий Вселенский Собор издал восемь правил. Первые шесть из них касаются прещений для епископов и клириков, приверженных к ереси Нестория и Целестия (пелагианство), 7-е содержит запрещение вносить изменения в Никейский символ веры, а 8-е утверждает автокефалию Кипрской Церкви.

Четвертый Вселенский Собор***(Халкидонский)

Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в Халкидоне, в Вифинии. Он был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией для осуждения ереси Евтихия, который, в противоположность Несторию, учил об одном естестве Сына Божия, в Котором, как считал Евтихий, человеческое естество было совершенно поглощено Божеством. Число участников этого Собора было особенно большим – 630 епископов, которые осудили Евтихия.

Страница 5