Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 4
На Вселенских Соборах решались вопросы важного догматического характера, требующие внимания всей полноты церковной (отсюда их названия), но на них обсуждались также и текущие церковные дела, по которым отцы Соборов также выносили свое суждение. Кроме того, на этих Соборах принимались и утверждались правила Поместных Соборов и канонические постановления отдельных святителей, уточнялись ранее принятые дисциплинарные определения. Эти соборные решения по тем или иным вопросам и представляют собой правила Вселенских Соборов.
Православная Церковь усвоила наименование Вселенские за семью Соборами, которые собирались на протяжении пяти веков, с 325 по 787 год:
† Первый Вселенский (Никейский первый) – 325 год.
† Второй Вселенский (Константинопольский первый) – 381 год.
† Третий (Ефесский) – 431 год.
† Четвертый (Халкидонский) – 451 год.
† Пятый (Константинопольский второй) – 553 год.
† Шестой (Константинопольский третий) – 680–681 годы.
† Седьмой (Никейский второй) – 787 год.
Эти Соборы признаются как Православной Церковью, так и Католической. Лишь от пяти из них сохранились правила. Ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не издали особенных правил, относящихся к церковному благочинию. Однако спустя десять лет после Шестого Вселенского Собора в 691 году был созван новый Собор, который осознавался самими участниками как его продолжение и был призван исправить это упущение. Поэтому, когда говорится о правилах Вселенских Соборов, имеется в виду собственно пять Соборов, к которым обыкновенно присоединяются правила так называемого Пято-Шестого или Трулльского Собора, названного так по имени Трулльских царских палат, где проходили его заседания в 691–692 годах.
Первый Вселенский Собор***(Никейский первый)
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году императором Константином Великим. Поводом к созыву явилось лжеучение Ария, который учил, что Христос не был единосущен Отцу, а был Его творением. Собор проходил в Никее, главном городе Вифинии, и заседал 2 месяца и 12 дней. На нем присутствовало 318 отцов, в том числе такие святители, как Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и Афанасий Великий. Собравшиеся епископы решительно осудили ересь Ария и составили первые семь членов Символа веры, выражающие православное учение о Сыне Божием.
Первый Вселенский Собор издал 20 правил, касающихся церковной иерархии и дисциплины. Правила эти посвящены целому ряду тем. Одна из важнейших – нравственные качества кандидатов в священство и препятствия к рукоположению (1, 2, 9, 10). Также затрагивается тема канонического поставления епископов (4, 6). Целый ряд правил посвящен образу жизни клириков и тому, за какие преступления они подлежат извержению из сана (3, 15, 17, 18), а также другим вопросам церковной дисциплины: о клириках, оставивших свои приходы (5), о порядке приема в Церковь клириков и мирян, желающих порвать с ересями и расколами и вернуться в Православие (8, 19), об отлучении от церковного общения падших во время гонений (11–14). Другие два важных вопроса церковной дисциплины, которые обсуждались на Соборе, – это старшинство первенствующих престолов Вселенской Церкви и время празднования Пасхи. Решения по этим вопросам также нашли свое отражение в канонах Первого Вселенского Собора.