Размер шрифта
-
+

Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 2

Церковное законодательство, по которому живет Православная Церковь, называется церковным каноном. В него входят правила, которые определяют внутреннее устройство Церкви, внутрицерковную дисциплину и частные аспекты жизни входящих в нее членов. Они едины для православных людей всех стран и не подлежат отмене, но, в отличие от догматов, не формулируют вероучения Церкви, но лишь утверждают определенные нормы церковной жизни.


Происхождение церковного канона


Корпус канонических текстов, который мы знаем, формировался на протяжении первых девяти веков существования христианства в различных Церквах Востока и Запада. Он представляет собой свод законов, самые древние из которых восходят к святым апостолам и святым отцам доникейской поры, выработанных и утвержденных на пяти первых Вселенских Соборах (позднее к ним были присоединены и правила Трулльского Собора) и десяти Поместных, принятых всей полнотой Церкви. Современный состав церковного канона утвержден отцами Трулльского Собора (VII век), а затем дополнен также правилами Седьмого Вселенского Собора и двух Поместных Соборов, бывших в Константинополе в Х веке (так называемый Двукратный Собор и Собор, заседавший в храме святой Софии, Премудрости Божией). В него также включается Послание патриарха Тарасия.

С глубокой древности они издавались для руководства церковных властей в единых сборниках под названием «Номоканон» (на Руси – «Кормчая книга») и составляли полный свод церковного права. В него включались также светские законы и императорские указы, регулирующие жизнь Церкви. В настоящее время из-за изменения исторических и политических реалий существования Церкви большинство из них утратило свое значение, однако основная часть этих сборников: правила святых апостол, правила шести Вселенских Соборов (с включением в них правил Трулльского Собора) и десяти Поместных, признаваемых всей полнотой Православной Церкви, а также правила тринадцати святых отцов и поныне остаются основными законами действующего церковного права Православной Церкви и издаются в виде отдельного сборника под названием «Книга правил»[5].


Правила святых апостол


Во всех канонических сборниках Православной Церкви на первом месте находятся так называемые правила святых апостол. Издревле они рассматривались как часть апостольского предания и за ними признавался апостольский авторитет, хотя это и не значит, что апостолы непосредственно являются авторами этого текста. Если бы это было так, то, несомненно, эти правила были бы включены в число новозаветных книг наравне с Посланиями святых апостолов. Скорее всего, эти правила в устном виде хранились апостольскими преемниками, а затем были собраны, записаны и превращены в самостоятельный сборник до начала IV века во всяком случае, Первый Вселенский Собор уже ссылается на них как на нечто общеизвестное (см.:

Страница 2