Канонические постановления Православной Церкви о священстве - стр. 1
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. ИС 14-405-0543
© Сибирская Благозвонница, составление, оформление, 2015
От редакции
Церковь есть хранительница Божественного Откровения, которое сохраняется в ней в двух видах – в виде Священного Писания и Священного Предания. Вот как об этом пишет святитель Василий Великий: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписаные обычаи как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания» (Васил., 91)[1].
Неотделимой частью Предания является церковный канон – «законодательство» Церкви, которым управляется вся ее жизнь и устанавливается норма бытия христианского общества. Каноны – это «правила, регулирующие жизнь членов Церкви согласно духу и основным началам новозаветнаго учения»[2]. Они обязательны для всех членов Церкви, так же как для всех граждан обязательны для исполнения законы государства, в котором они живут. Ими «Церковь оберегает свой богозданный строй»[3].
Правила, входящие в канон, были созданы в разное время, по различным поводам и охватывают самые разнообразные сферы жизни Церкви: ее иерархическую структуру, отношения христиан между собой и с лицами, не входящими в Церковь, совершение таинств, монашество, брак и расторжение брака, ереси, расколы и отношение к раскольникам и еретикам, церковные наказания и епитимии, празднование воскресного дня и Пасхи, пост, богослужебный устав, церковное пение и так далее. Одно из важнейших мест уделяется в каноне правилам, регулирующим жизнь священнослужителей: епископов, священников, диаконов и всех низших клириков, и это неудивительно. Хотя звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане (апостол Петр говорит, обращаясь ко всем верующим во Христа: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел – 1 Пет. 2, 9), однако участие в литургической жизни всех членов Церкви не одинаково. С апостольских времен все христиане разделяются на мирян и духовенство (клир), которое занимает очень важное место в жизни Церкви.
В этой книге мы собрали те канонические постановления действующего в настоящее время церковного права, которые относятся к клирикам: о том, кто может поставляться на различные священные степени, о видах канонических препятствий к рукоположению, образе жизни духовных лиц, их правах и обязанностях по отношению к пастве и своему священноначалию. Сюда также примыкает и свод правил о церковном суде.
Что такое каноны
«Все верующие во Христа и соединившиеся с Ним преданием себя Ему и принятием благодати Божией, – говорит святитель Иоанн Шанхайский, – совокупно составляют Церковь Христову, Глава коей есть Сам Христос, а входящие в нее – ее члены. Невидимый телесным оком Христос проявляет Себя на земле явственно через Свою Церковь, как невидимый дух человеческий проявляет себя через свое тело. Церковь есть Тело Христово как потому, что части ее соединены со Христом через Его Божественные Тайны, так и потому, что через нее действует Христос в мире»[4].
Таким образом, Церковь – это Царство Божие на земле, о котором Христос сказал, что оно не от мира сего (см.: Ин. 18, 36). Но вместе с тем Церковь также и земное человеческое общество. Божественная и человеческая стороны Церкви неразделимы и с самого ее основания составляют ее природу.
Как человеческое общество, она имеет собственное внутреннее законодательство, которое для всех ее членов является непререкаемым законом. По нему строятся не только взаимоотношения Церкви с государственной властью и разнообразными общественными институтами, но и отношения между разными частями церковного организма: отдельными членами Церкви и церковными общинами.