Какого цвета удивление? - стр. 8
Итак, обратимся еще раз к рисункам детей в неполных, конфликтных семьях. Мы снова увидим грязные краски, искаженные фигуры. Вот такая получается фотография той невидимой психологической атмосферы, которую создаем для ребенка сами. Вот какой вырисовывается картина нашей души, которую вкладываем в него. Кстати, еще одной причиной возникновения отчужденности, грубости у ребенка является потакание во всем, чрезмерная доброта и самозабвенная любовь родителей. О чем можно судить по такому рассказу.
«Саша – совершенно невозможный человек», – говорит педагог об одном из своих учеников.
Причем у мальчика совершенно казалось бы благополучная семья. У него прекрасные родители – все делают для Сашеньки. А он грубит, критикует и, самое обидное, смеется всем в лицо – независимо от того, как к нему относятся: плохо или доброжелательно.
В данном случае родители культивировали в ребенке эгоцентризм, закрывая ему глаза на все другие точки зрения о нем. Тем самым вызвали ответный гнев и раздражение не только в свой адрес, но и на других окружающих. Чрезмерно высокая самооценка привела ребенка к конфликту, несоответствию действительности. Общение с окружающими стало невозможно. Возникло требование ко всем: оценивать его так же как в семье.
Мы рассмотрели только два крайних полюса отношений: ребенок-семья, когда есть чрезмерное превознесение или полный дискомфорт. Как заметно, и то, и другое ведут к одному результату – отчуждению, поломке системы оценок и самооценок.
А теперь задумайтесь, как Вы воспитываете своего ребенка? Вспомните, в какой обстановке выросли Вы сами, не переносите ли полностью модель своей семьи в прошлом на сегодня?
Еще один случай, демонстрирующий влияние самооценки на детское творчество. У Бори М., ученика 8 класса Республиканской художественной средней школы всегда получались хорошие работы. Мальчик немного затрачивал времени и усилий, он в самые крайние сроки успешно справлялся с заданиями. Окружающие хвалили его, некоторые даже льстили. За счет похвалы и рано приобретенной славы произошли распыление мастерства, утрата прежней живости и непосредственности в рисунках. Мальчик создал себе потолок, и взлет сменился падением. Боря стал пропускать постановки[1], заранее думая, что потом наверстает упущенное и сделает сразу два задания. Появилось приспособленчество (конформность), он стал исполнять роль маленького гения, которую ему навязали. Однако профессию художника можно сравнить с профессией скрипача: стоит пропустить репетицию, как уже не получается, да и пальцы не слушаются.