Какого цвета удивление? - стр. 6
Взрослые должны сосредоточить все свои усилия для создания радостной атмосферы. Вечерняя сказка по телевизору не может заменить песню или сказку, рассказанную родителями. Именно рассказ, живая беседа, а не чтение часто дают ответную реакцию ребенка, развивая его творчество и воображение. Вспомните свои переживания в детстве: огромность дня и окружающего пространства, загадочность мира, находящегося за пределами комнаты, своего двора, улицы… Или вспомните неповторимое ожидание Нового года. Целостность образа, ощущение полноты бытия – вот что отличает мир детства. И этот мир важно не разрушить, его следует осознать и пережить на новом уровне.
Роль изобразительного творчества нельзя переоценить. Равнодушие, отсутствие бережного отношения к работам ребенка сигнализируют о том, что он находится в опасности. Оказывается, если проанализировать детские работы, применив данные психологической диагностики, то можно увидеть, что они прогнозируют дальнейшую жизнь ребенка. Особенно это заметно среди тех, кто стал художником. Колорит, композиция, содержание работы маленького художника свидетельствуют о его пристрастиях, индивидуальном и неповторимом взгляде на мир. Неблагополучная ситуация в семье прямо отражается на произведении ребенка.
Заметим, что программа эстетического воспитания ни в коем случае не должна быть жесткой. В ней нужны экспромт, интуитивный подход, подкрепление занятий приятными событиями и переживаниями. Это могут быть и занятия на природе, совместные походы в музей и на ярмарки, игры, спортивные занятия и так далее. Но оставить след эти мероприятия могут только тогда, когда их проведение обсуждают вместе со взрослым, закрепляя в творчестве и передавая в наиболее ярких образах. Ведь, например, из просмотренного спектакля ребенок может вынести всего одну фразу, заинтересовавшую его, поэтому задача взрослого – научить думать, обобщать, не навязывая своего «правильного» мнения.
Замечено, что творческие личности проявляли самостоятельность в решении задач с детства, они старались все делать по-своему. Во многом здесь имеет значение уверенность в себе, которая проявляется в дальнейшем и мало изменяется. Уверенность необходимо, конечно, развивать.
Важно найти те способы самовыражения, которые ребенок использует с большим увлечением. У одного это – моторная память, у другого – зрительная и так далее. Оттолкнувшись от основного образа, созданного малышом, нужно вывести его на другие виды художественной деятельности. В любой период своего развития он должен заниматься тем видом искусств, который нравится, и затем, максимально реализовав себя в нем, либо перейти к другому, либо на более высоком уровне овладеть мастерством в найденном виде творчества. Занятия рисованием могут смениться лепкой, танцем, музыкой. И все эти перемены происходят естественно, педагогу нужно только вовремя подхватить и максимально развить эту способность. Обычно у детей, не склонных обучаться живописи профессионально, интерес спадает после 3-х месяцев обучения в изобразительной студии, сменившись новым видом самовыражения. Вероятно, школы будущего будут построены по принципу такого циклического обучения, когда все ребята не будут заниматься одним и тем же целый год, а в соответствии со своими способностями и склонностями начнут переходить в разные группы.