Размер шрифта
-
+

Как возделывать почву в саду знаний - стр. 15

всё в общественном сознании человека причисляется к «идеальному».

Поскольку в этом опусе мы во многом противопоставляем материализм и идеализм, наша условная таксономия отложенной информации будет выглядеть следующим образом:

1. Материальное содержание – эмпирически полученная объективная информация и синтезированные подтверждаемые теоретические знания о физических объектах, явлениях и событиях.

2. Социальное содержание – внутренние характеристики конкретных людей и информация о конкретных социальных связях (в том числе и с самим субъектом), а также обобщённые представления о социальных процессах и отношениях. Стоит отметить, что в этой области уже неизбежно появляются идеальные конструкции, например понятие «доверие» или качественные оценки других людей, а сфера обобщённых представлений о социуме является «зоной активных боевых действий» между материализмом и идеализмом.

3. Идеальное содержание – этика, верования, культурные идеалы и другие представления чисто «идейного» типа.


Материальное содержание


Итак, информация материального характера в мозге типичного представителя Homosapiens времён первобытно-общинного строя состояла из следующего:

1) информация о конкретных осязаемых индивидуальных объектах;

2) карта местности с «пометками»;

3) память о фактических событиях;

4) таксономическая (классифицирующая) информация о природных объектах и знания о природных явлениях.


Если обобщить, то материальная информация была объективна и её уровень абстрактности был низким.


Социальное содержание


Отдельное, и очень важное, место в голове человека разумного занимала сложная модель его общины, т. е. индивидуальные модели соплеменников (до двухсот человек), прямых связей с ними, а также между ними. Частью модели каждого соплеменника являлись общие сведения о его знаниях и навыках. Частью модели каждой социальной связи являлось, прежде всего, доверие, причём сила связи могла быть и асимметрична (например когда мы кому-то доверяем, а он нам – не очень).


Идеальное содержание


Здесь мы немного задержимся, поскольку мы эту категорию информации с точки зрения нейрофизиологии ещё не обсуждали подробно, но она имеет прямое отношение к нашей теме. В параграфе «Мощностные и функциональные ограничения мозга» мы уже выяснили, что человек разумный был решителен и не любил неопределённость, что в целом было очень хорошо для выживания. Однако, это также означало, что модель материального мира его заметно тревожила из-за фундаментальных неопределённостей и неизвестности, с которыми он не мог ничего поделать. Такими вещами были, например, закономерная хаотичность природы, или вопрос о том, что будет после смерти, или даже такие вещи как цикличность многих процессов в природе. Это делало его в очень значительной степени

Страница 15