Как управлять рабами - стр. 22
В настоящее время неясно, действительно ли римляне занимались активным «разведением» своих рабов. Размножение рабов происходило естественным образом, учитывая то, что им часто позволялось иметь половых партнеров. Хозяин, как представляется, одобрял такие партнерские отношения, но степень его участия в их создании неизвестна. Если хозяин был в курсе, разумно предположить, что он хотел бы предотвратить связь между двумя беспокойными, доставляющими ему хлопоты рабами, но это еще не означает, что он стремился управлять биомассой своих рабов путем подбора хорошо сложенных и здоровых партнеров. Хозяева также предавались сексуальным утехам со своими рабами, что имело следствием (по крайней мере, если в этом участвовали особи женского пола) рождение детей. Дети, рожденные рабыней, юридически являлись рабами, даже в том случае, если их отцом был рабовладелец.
К ценам на рабов следует отнестись с осторожностью. Эти предположения базируются на слишком малом количестве свидетельств, дошедших до нас. Номинальные цены выросли во времена поздней империи в результате инфляции, но неясно, увеличились ли они в реальном выражении. Конечно, невозможно не видеть некоторого уменьшения общего числа рабов во времена поздней империи – в результате возможного экономического спада либо в результате роста влияния христианства. Свидетельства о колоссальных суммах, уплачиваемых за таких рабов, как «близнецы» Марка Антония, дошли до нас именно из-за их исключительности. Отсюда невозможно делать какие-то выводы о средних ценах. В целом о ценах можно сказать, что они были как высоки, так и разнообразны. Приблизительно на 500 сестерциев в год можно было прокормить семью из четырех человек (в основном опираясь на хлеб и крупы). Очевидно, что при большем разнообразии продуктов питания и иных расходах на жилье и одежду показатель будет значительно выше. Если в качестве разумного предположения мы возьмем 1000 сестерциев, даже с учетом того факта, что стоимость будет варьировать от места к месту и от года к году, то цены, которые приводит Марк (автор книги), очевидно, следует считать слишком высокими. Они, конечно, значительно выше тех средств, которые мог выделить бедный и, пожалуй, даже «средний» римлянин. Раб также был непомерной тратой средств для ремесленников и прочих небогатых граждан. Отсюда видно, что огромные свиты рабов у богатых людей имели мало отношения к экономической необходимости и куда большее отношение – к обычной показухе.
Несмотря на огромное количество рабов в Италии (и привычность рабовладения), во многих римских текстах поднимаются моральные проблемы, связанные с использованием рабов. Иногда трудно объяснить существование этого внутреннего конфликта. Римляне в массовом порядке использовали рабов и в то же время считали это аморальным? Мы должны признать как факт засилье риторики во многих римских источниках, особенно у таких писателей, как Сенека, у которого мы находим ряд важных текстов, связанных с рабством и рабовладением. Упадок Рима, утрата чистоты и непорочности, свойственных более ранним временам, были лейтмотивом многих литературных произведений. Таким образом римляне пытались «загладить свою вину», самооправдаться, смягчить боль от осознания чрезмерности потребления – будь то не в меру роскошные пиршества или использование других людей как рабов.