Размер шрифта
-
+

Как управлять рабами - стр. 21

Но как же мы можем защитить богатства, которые судьба ниспосылает нам? Возможно, нужно принять, что так решили звезды: римляне просто предназначены управлять миром. Мы не можем избежать владения рабами. По крайней мере, следует продемонстрировать свое двойственное отношение к владению рабами с помощью имен, которые вы для них выбираете. Выберите веселое имя или такое, которое для вас что-нибудь означает: например, место, где вы купили этого раба. Или выберите имя, проникнутое сдержанным юмором (с оттенком сарказма), дабы показать, что вы не так уж всерьез относитесь к преимуществам, дарованным вам фортуной. Например, я однажды купил раба (не так уж дешево, кстати), который по пути к моей городской вилле упал и сломал руку. Так знаете, как я его назвал? «Везунчик»!

Комментарий

Большинство подробностей, касающихся покупки рабов, имеют отношение к городской среде, где хозяин обычно покупал не слишком много рабов. Тот факт, что эти рабы жили под одной крышей с хозяином и использовались для оказания личных услуг ему и его семье, означает, что их выбору, вероятно, уделялось большое внимание. В сельской местности все было иначе. В частности, в крупных поместьях такие тщательные исследования, скорее всего, не являлись нормой, а покупка рабов обычно возлагалась на управляющего имением. Очевидно, размер дома и земельных владений хозяина диктовал степень его личного участия в покупке рабов.

Проявляются ли при выборе рабов тщательность и скрупулезность, зависит в немалой степени от того, насколько легко их приобрести. Во времена, следующие за крупными военными победами Рима, когда новые рабы поставлялись в изобилии, можно было ожидать снижения цен и не столь трепетного отношения покупателей к дешевому товару.

Римского гражданина, рожденного свободным, нельзя было на законных основаниях лишить его правового статуса без его согласия. Однако печальным фактом социальной жизни в римском мире являлось то, что нередко свободнорожденные дети оказывались брошенными своими родителями, которые были либо не в состоянии воспитывать их, либо просто не хотели этим заниматься. Те младенцы, которые не погибли от холода и голода и не были съедены бродячими собаками, нередко попадали в руки работорговцев или подбирались суррогатными родителями и воспитывались как найденыши. Эти дети фактически становились рабами своих новых опекунов. Хотя с театральных подмостков то и дело показывали трогательные истории о том, как таких брошенных детей находят их настоящие родители, трудно предположить, что в действительности подобное случалось часто.

Страница 21