Размер шрифта
-
+

Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности - стр. 3

В последние десятилетия внимание ученых, практиков все больше поворачивается в сторону понимания важности особых состояний, которые могут быть названы идеальными состояниями человеческого существования. Исследования показали, что в такого рода состояниях многократно усиливаются возможности управления памятью, информационными потоками, творческой интуицией. Но не менее важно и то, что эти состояния соотносятся стайной развития целостности всего нашего существа. В этом заключается причина ключевого значения, необходимости изучения этих состояний и одновременно сложности их понимания. Проявления вдохновения выходят за рамки сложившейся научной парадигмы своими возможностями, бликами Божественного в находках тех ученых, практиков, кто отважился работать с ними.

Следует отметить также отсутствие единой терминологии в современных исследованиях в этом направлении. До сих пор не сложился общий подход к изучению таких продуктивных состояний. Каждый автор дает, с нашей точки зрения, единому феномену различные названия: пиковые переживания (А. Маслоу), потоковые состояния (М. Чиксентмихайи), состояния саморегуляции (X. Алиев), сущностные состояния (К. и Т. Андреас), состояние Озарения (У. Бенсон и Г. Проктор), ресурсные состояния (В. В. Козлов), генеративный транс (С. Гиллиген) и так далее. В тексте мы будем использовать, в виду такой неопределенности, традиционное название для этого широкого круга феноменов – вдохновение. По ходу чтения вы убедитесь, что такой подход является обоснованным.

Начиная с конца девятнадцатого века многочисленные исследователи делают попытки рационализировать процесс вдохновения, понять его природу (системы обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского, М. Чехова, психодрама Я. Морено, аналитическая психология К. Юнга, концепция священного М. Элиаде и другие направления). Изначально опыт вдохновения соотносился с влиянием на творца духовных сил, неконтролируемым выражением «воли богов». В то же время уже в системе Станиславского складывается представление о вдохновении как следствии соединения ресурсов, интеграции сознательных и подсознательных процессов, пробуждения «матушки-природы» в ходе творческой деятельности, обучения актерскому мастерству.

Серьезный вклад в изучение проблематики вдохновения был сделан Абрахамом Маслоу, который предложил модель пикового переживания как идеальную модель человеческого действия, характеризующегося качествами спонтанности, интегративности, гедонистичности, индивидуальности, творческости.

По Маслоу, пиковое переживание – это эпизод, в котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» [26, с. 132].

Страница 3