Как бороться с греховными помыслами - стр. 4
Конечно, человек принимает решение творить зло сам. В этом состоит его свободная воля. Однако решение творить или не творить зло и появление зла в уме – это не одно и то же.
Нередко случается, что демоны не вкладывают в ум человека злых помыслов непосредственно, человек мыслит зло как бы самостоятельно. Однако за этим актом стоит предшествующая деятельность нечистых духов. Когда человек уже научен творить зло, его наставники отдыхают и наблюдают за своим учеником со стороны.
Преподобный Исаак Сирин пишет: «Демоны вовсе не имеют силы приводить в нас в движение естественные помыслы ума. Но святые ангелы обладают сим, то есть могут и приводить в движение, и просвещать помыслы»5.
Демоны окончательно отпали от Бога и стали злыми существами. Добро им не свойственно, поэтому они не могут затрагивать добрые струны человеческой души и ума. Душа, будучи доброй по своей природе, не может приводиться в движение демонами. Им не подвластны ее естественные добрые силы. Бесы способны лишь привносить зло в ум человека извне.
Ангелы же, укрепившись в добре, способны непосредственно воздействовать на душу и ум человека. Светоносные духи постоянно раздувают пламя из огонька добра, пребывающего в нашем сознании.
Ангелы помогают людям спасать души. Делают они это посредством того, что влагают в ум благие мысли и возбуждают в нем естественное добро, вложенное Богом в человека. Помощь ангелов неоценима. Вместе с тем нам не надо забывать и о том, что Бог дал нам природную склонность к добру. «Я признаю за истину то, – пишет преподобный Исаак Сирин, – что ум наш и без посредства святых ангелов может сам собою и не учась возбуждаться к доброму»6.
Человеку присуще свойство возбуждать в уме добрые мысли и образы самостоятельно. По этому поводу преподобный Исаак Сирин замечает: «Рассуждаю так, что ум наш имеет естественную силу стремиться к Божественному созерцанию, и одним желанием равны мы всем небесным естествам, поскольку в нас и в них действует благодать»7.
Иногда смотришь на человека и думаешь: он настолько погряз во зле, что, наверное, стал жилищем диавола. Порой чувствуешь и в своем сердце столько зла, что начинаешь бояться: а не стал ли и сам пристанищем демонов?
Когда гневаешься, ощущаешь в своей душе злобную силу диавола особенно сильно. В это время явно чувствуешь, что находишься под воздействием духов злобы.
Святой Диадох пишет, что ум не является общим жилищем Бога и диавола8. Это невозможно по устройству человеческой природы. Тем более когда в таинстве Крещения ум становится сосудом Божественной благодати. Крещеный человек не может быть жилищем диавола – в христианине обитает Святой Дух.