Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 6

Гордость

Основной причиной греховных и страстных мыслей является гордость. Она рождает помыслы превозношения, тщеславия и честолюбия.

Преподобный Паисий Афонский рассказывал: «Как-то у меня возникла мысль, что, может быть, я нечто значу. Диавол возмутил меня, и я лишился покоя. Я применил духовные средства: посты, бдения, но он не уступал. Я сделался скелетом. Тогда я пошел к одному опытному духовнику и говорю ему: мол, так-то и так-то. Непонятно: я так подвизался, а диавол не прекращал брани. Старец обнял меня и говорит: ешь, пей и спи. Он сказал, что у меня есть помысл превозношения. Я заглянул в себя, и нашел его, и увидел те крайности, к которым он привел. Я счел себя хоть малюсеньким, но святым! И я понял теперь, что диавол не показывает то, что подлинно высоко, но сравнивает тебя с низшим. После этого открытия все закончилось. Видите, сколько бед может принести человеку один только помысл»11.

Бороться с гордостью нелегко, потому что мы пронизаны ею настолько, что даже не замечаем ее присутствия в своем сердце. Иногда нам даже кажется, что мы победили гордость и она покинула нас навсегда. Это – обольщение. Пока человек живет на земле, гордость может вспыхнуть в любой момент с новой силой. Диавол действует хитро и тонко. Он умеет незаметно раздуть в душе из искорки великое пламя гордыни.

Преподобный Иоанн Прозорливый рассказывал:

– Один старый монах прожил в пустыне многие годы. Он подвизался в великом безмолвии, проводя все дни и ночи в молитвах, пении псалмов и богомыслии.

За свою добродетельную жизнь старец получал божественные видения и удостоился даже того, что хлеб приносила ему невидимая рука. Входя в свою пещеру, он находил на столе чистый хлеб в количестве, достаточном для двух или трех дней. Когда инок чувствовал потребность в пище, то молился и вкушал хлеб, а затем песнопением насыщал свою душу, постоянно пребывая в молитве и богомыслии, совершенствуясь день ото дня.

И вот однажды инок помыслил о вознаграждении за свою добродетельную жизнь. Старец начал размышлять, что он достойнее других пред Богом и более всех людей имеет право на получение небесных благ. В то же время он стал думать, что уже никогда не впадет в грех и не потеряет столь высокое духовное совершенство.

Вместе с такими мыслями в душе монаха зародилось уныние и стала развиваться леность. Он начал вставать от сна и петь псалмы с каждым днем все позднее и позднее, молитвы его становились с каждым днем короче.

Войдя однажды в пещеру, старец по-прежнему нашел на столе хлеб, но уже не столь чистый, как ранее. Подкрепив свое тело хлебом, инок не отверг от себя гордые помыслы и продолжил услаждаться ими.

Страница 6