Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 20

«Как-то ко мне в каливу, – рассказывал преподобный Паисий Афонский, – пришел один архимандрит, но я не успел его принять. Когда он пришел во второй раз, я тяжело болел и опять не смог с ним поговорить и попросил прийти еще раз. Тогда архимандрит начал изводить себя помыслами, что я не хочу его видеть, испытываю к нему неприязнь. Он пошел в монастырь, которому подчинялась моя келлия, и стал на меня жаловаться. Все это произошло по наваждению лукавого»24.

***

Святые подвижники относились ко всем мыслям, посещавшим их, с осторожностью. Недоверие собственному уму – характерная черта православной духовной жизни. На чем основано это недоверие? На том, что человек, даже опытный подвижник, не может с полной ясностью отличить собственные мысли от бесовских помыслов.

Однажды преподобного Льва Оптинского спросили:

– Как узнать: какие помыслы наши и какие от бесов?

Старец ответил:

– Один коневский пустынник говорил мне, что, даже занимаясь немалое время умным вниманием, он не мог отличить свои помыслы от вражеских. Враг, увлекая твою мысль, не говорит тебе: «Иди сделай то и то», а как будто думает за тебя и говорит тебе мыслию твоею: «Мне хочется сделать то и то. Я полагаю, что это полезно, а это вредно. Я решился на то и то». И всё это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим я. Ты полагаешь, что это твои мысли. Нет, ты только слушаешь вражеские внушения25.

В духовной литературе бесов называют мысленными разбойниками, обманщиками и льстецами. За многие тысячелетия они поднаторели в мысленной войне и приобрели огромный опыт обольщения людей. Ни один человек за свою краткую земную жизнь не в состоянии прибрести соответствующий опыт противостояния бесам. И даже если бы такой опыт у человека появился, он все равно не смог бы противостоять диаволу, будучи по своей природе несравненно слабее, чем враг рода человеческого. Только благодать Божия сохраняет человека от злобы демонов. Бог попускает нам сражаться с бесами в области мысли и даже побеждать их. Но гордиться нам нечем. Всегда надо помнить, что мы противостоим мысленным хищникам только с помощью Божией.

***

Может ли диавол заставить человека согрешить? Лукавый дух не может насильно заставить человека впасть в грех. Если человек согрешил, значит, прежде он мысленно согласился на предложение диавола. Часто мы сами являемся истинными виновниками своих грехопадений.

В Древнем патерике написано, что один из старцев сравнивал деятельность сатаны с плетением корзин. Старец говорил: «Сколько ты даешь ему концов, столько он и плетет». Что это значит?

Страница 20