Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 22

***

Бесы борются с нами постоянно и методично. Однако им не всегда сопутствует успех. С помощью Божией мы побеждаем их страстные помыслы, и демоны не могут, как ни стараются, ввергнуть нас в грех. Тем не менее эти победы не должны нас успокаивать. В демонском мире существует своя иерархия. Если с нами не справился низший чин, на его место приходит более сильный и опытный бес. И нас ждет следующая битва, еще более жестокая и изматывающая.

Авва Евагрий пишет: «Бывает у демонов передача преемства, когда кто из них изнеможет в брани, не успевши привести в движение любимой своей страсти. Сделавши над этим наблюдение, я нашел следующее: когда какой-нибудь страсти помыслы долгое время редко приходят к нам, а потом она вдруг нечаянно придет в движение и начнет жечь, тогда как мы никакого не подавали к тому повода каким-либо нерадением, тогда ведайте, что за нас взялся злейший прежнего демон, заняв место отбывшего»28.

Итог

1. Демоны часто заставляют нас согрешить, используя обстоятельства жизни. Чтобы добиться цели, бесы пытаются раздуть в нас пламя злобы даже по пустякам, не стоящим внимания.

2. Недоверие собственному уму – характерная черта православной духовной жизни. Ведь даже опытные подвижники не всегда могут с полной ясностью отличить собственные мысли от бесовских помыслов.

3. Преподобный Лев Оптинский говорил, что многие мысли «частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим я. Ты полагаешь, что это твои мысли. Нет, ты только слушаешь вражеские внушения».

4. Нечистые духи постоянно стараются пробудить в нас любопытство к их помыслам. Поэтому надо на корню подавлять всякий интерес и влечение к соблазнам. Если мы не интересуемся непозволительными предметами, то и ухватиться бесам не за что.

5. Бесы борются с нами постоянно и методично. Победы не должны успокаивать нас. Если с нами не справился один демон, на его место приходит другой, более сильный и опытный.

Каждому свое

Авва Матой говорил: «Сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти, и смотря по тому, к какой страсти душа склоняется, ту и влагает»29.

Только Всеведущий Бог знает состояние души и Ему одному известны все мысли человека. Диавол же не может проникнуть в тайники души. Он не знает, какие страсти коренятся в сердце и какие тайные желания владеют им. Поэтому лукавому духу приходится изучать внешнее поведение человека.

Однако диавол не ждет пассивно, когда какаянибудь страсть проявится во внешнем поведении человека. Он активно влагает в человека через помыслы различные страсти и растит ту, которая наиболее увлекла человека.

Страница 22