Каббала. Возрождённое иудейское язычество - стр. 42
Кумран
Третьим древнейшим письменным источником, говорящим о Михаиле, являются тексты Кумрана (I в. до н.э.). Согласно кумранскому Свитку войны, в день последней битвы с силами зла жрецы Израиля должны возгласить перед его войском:
5 hywm mw‘dw lhkny» wlhšpyl šr mmšlt rš»h
Сегодня его (т.е. бога) срок смирить и унизить князя нечестивой власти.
6 wyšlḥ «zr «wlmym lgwrl [b] rytw bgbwrt ml’k h’dyr lmšrt myk’l b’wr «wlmym
И он посылает вечную помощь жребию своего завета мощью величественного посланца для княжения Михаила в вечном свете,
7 lh’yr bšmḥh bryt yšr’l šlwm wbrkh lgwrl ’l
для освещения радостью завета Израиля, мира и благословения жребия бога,
8 lhrym b’lym mšrt myk’l wmmšlt yšr’l bkwl bšr
для возвышения среди богов княжения Михаила и власти Израиля над всей плотью.
(1QM XVII.5—8)
Из этого текста следует, что Михаил является богом (’l) и князем богов (śr ’lym). Он есть небесный покровитель Израиля, как прочие боги суть небесные покровители своих народов. В конечном счёте Михаил восторжествует над прочими богами, что в земной плоскости будет означать господство Израиля над всякой плотью.
Устав общины излагает учение о двух духах, лежащее в основе кумранского дуализма:
17 br’ ’nwš lmmšlt
[Бог] сотворил человека для управления
18 tbl wyšm lw šty rwḥwt lhthlk bm «d mw‘d pqwdtw hnh rwḥwt
кругом земным и положил ему двух духов, чтобы ходить в них до срока своего взыскания. Они суть духи
19 h’mt wh‘wl bm‘wn ’wr twldwt h’mt wmmqwr ḥwšk twldwt h‘wl
истины и лжи. В источнике света – рождение истины, и из колодца тьмы – рождение лжи.
20 wbyd šr ’wrym mmšlt kwl bny ṣdq bdrky ’wr ythlkw wbyd ml’k
В руке князя светов – власть над всеми сынами праведности, путями света они будут ходить. В руке посланца
21 ḥwšk kwl mmšlt bny «wl wbdrky ḥwšk ythlkw wbml’k ḥwšk t‘wt
тьмы – вся власть над сынами лжи, путями тьмы они будут ходить. От посланца тьмы – порча
22 kwl bny ṣdq wkwl ḥṭ’tm w‘wwnwtm w’šmtm wpš‘y m‘šyhm bmmšl>tw
всех сынов праведности, и все их грехи, и их беззакония, и их вины и их преступные деяния – в его власти
23 lpy rzy ’l «d qṣw wkwl ngw‘yhm wmw‘dy ṣrwtm bmmšlt mšṭmtw
согласно тайнам бога до его срока, и все их кары и сроки их бед – во власти его вражды,
24 wkwl rwḥy gwrlw lhkšyl bny ’wr w’l yšr’l wml’k ’mtw «zr lkwl
и все духи его жребия – на помеху сынам света. А бог Израилев и посланец его истины помогают всем
25 bny ’wr whw’h br’ rwḥwt ’wr wḥwšk w‘lyhwn ysd kwl m‘šh
сынам света. И он сотворил духов света и тьмы и на них основал всякое деяние.
(1QS III.17—25)
Среди исследователей преобладает мнение, что «князь светов» (śr ’wrym) Устава общины (1QS III.20) тождественен Михаилу Свитка войны, обладающему «княжением в вечном свете» (mśrt b’wr «wlmym) (1QM XVII.6), который является также, согласно Уставу общины, «посланцем истины бога», «духом истины» и «духом света» и играет в кумранском иудаизме роль, отчасти сходную с ролью Святого духа в зороастризме.