История суда и правосудия в России. Том 1: Законодательство и правосудие в Древней Руси (IX – середина XV века) - стр. 14
Озабоченность Н. В. Калачова обоснованием достоверности Русской Правды была отнюдь не беспочвенной, поскольку отношение к ней историков, юристов, государственных деятелей и иных лиц сразу после ее опубликования было неоднозначным. Сам же этот ученый признавал Русскую Правду частным сборником законов, обычаев и судебных решений, размещенных без особой системы и какой-либо логики. Аналогичного мнения придерживался М. Ф. Владимирский -Буданов, полагая, что Русская Правда представляет собой ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частных византийских источников [13].
Н. Л. Дювернуа занимал прямо противоположную позицию. По его мнению, «Русская Правда представляет собой непрерывное, независимое от какого-либо внешнего, постоянного местного авторитета собрание юридических положений». Поэтому вполне естественным выглядит стремление к ее повсеместному переписыванию как источника поучений, как лучшего руководства для разъяснения вопросов судебной практики[14].
В. О. Ключевский видел в Русской Правде лишь церковный судебник, которым должны были пользоваться церковные судьи при рассмотрении уголовных дел по обвинению с лужителей церкви в совершении преступлений, не подсудных церкви. Свои выводы он обосновывал двумя обстоятельствами: 1) отсутствием в Русской Правде норм, закреплявших порядок проведения судебных поединков (поля), осуждаемых церковью; 2) нахождением текста данного источника права в составе церковных сборников Кормчей книги и Мерила Праведного.
М. Т. Каченовский вообще отрицал способность славянских народов иметь письменность, заниматься торговлей, иметь деньги, полагал, что на Русь деньги пришли не ранее XIII в. из Ганзы. С учетом этого обстоятельства он полагал, что не только в России, но и во всей Европе до XIII в. не было ни городских общин, ни принимаемых ими законов. Соответственно, Русская Правда как письменный источник права если и могла появиться в Древней Руси, то не ранее XIII в.[15]
Довольно распространенным среди историков и юристов был взгляд на Русскую Правду как источник, составленный посредством заимствования норм зарубежного законодательства. Однако четкой ясности относительно того, какая правовая система была положена в основу русского права, среди сторонников данного воззрения не было. Одни из них видели в Русской Правде влияние варяжских и германских законов[16], другие – римско-византийского права. Так, Н. А. Максимейко текстуально сравнивает фрагменты Дигест со сходными положениями Русской Правды и достаточно убедительно показывает производный характер последних от первых. Он уверен, что именно путем компиляции норм римского права был подготовлен текст русского закона