Размер шрифта
-
+

История спиритизма. Исследование духовного мира - стр. 1

© ИП Сирота Э. Л., перевод, 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Надо стараться лишь

думать и говорить

в соответствии с истиной,

не стремясь к тому, чтобы

другие разделяли наши

вкусы и чувства; дело это

и так громадное.

Жан де Лабрюйер

Предисловие

В этом труде, посвященном истории спиритического движения, я старательно объединил в одно целое разрозненные заметки о Спиритизме. Поясню, как возникла сама идея написать подобную книгу. Дело в том, что я накопил изрядный материал по этой теме и решил (без каких бы то ни было тайных мотивов) познакомить широкую публику со своим взглядом на те моменты современной истории спиритического движения, которые представляются мне самыми существенными.

Интересно, что это движение, которое, как считают многие, со времен явления Христа стало наиболее крупным событием в истории человечества, до сих пор не имело своего летописца – выходца из рядов движения, такого человека, кто сам бы участвовал в развитии Учения. Так, мистер Фрэнк Подмор изучил и связал воедино обширный фактологический материал, но при этом те факты, которые не соответствовали его целям и задачам, он отбросил и вообще принижал значимость физического проявления, поскольку видел в таких фактах только мошенничество. Есть еще история Спиритизма, которую написал мистер Маккейб и которая вполне могла бы называться книгой по истории мошенничества. Читатель, купивший труд с таким названием, приобрел бы лишь пародию на серьезные научные изыскания. Далее, история Спиритизма авторства Дж. Артура Хилла – исключительно психологическое исследование: в нем нет ни фактов, ни доказательств. Особо выделю две бесспорно важные и ценные работы, которые описывают главные вехи в истории Спиритизма, – это «Современный американский Спиритизм: итоги двадцатилетних исследований» и «Чудеса XIX столетия»[1]. Их автор – госпожа Эмма Хардиндж-Бриттен, превосходный пропагандист и необыкновенная женщина. Напоследок назову книгу «Загробная жизнь человека»[2], написанную преподобным Чарльзом Л. Туидэйлом, – лучший труд из всего, что есть по данной теме.

Я понял, что нужно создать нечто новое – труд, для которого потребуется более глубокое, кропотливое исследование и большая самоотдача. Но из-за суетности своей жизни я не мог полностью погрузиться в изучение предмета. Поэтому я прибегнул к помощи мистера У. Лесли Кёрнау – его познания и трудолюбие были для меня просто бесценными. Он старательно проштудировал горы литературы, «отделил зерна от плевел» и действительно очень сильно помог мне.

Артур Конан Дойл

Глава 1. Великая миссия Сведенборга

Нельзя сказать точно, когда именно духовные существа (высшие или низшие) впервые проявились в физическом или психическом плане и по-настоящему вторглись в дела человеческие. Так уж принято, что спириты относят первое проявление психических сил к марту 1848 года, и мы примем эту дату как начало истории Спиритизма. Между тем не зря говорят, что Спиритизм столь же древен, как и само человечество. В любую эпоху можно найти признаки общения человека с духами, и истинность этих явлений, хотя и с запозданием, признавалась во все времена. От современного же движения эти ранние эпизоды отличаются лишь тем, что тогда это считалось встречей с «заблудшими странниками из потустороннего мира», а сегодня Спиритизм как явление рассматривается с другой позиции: мир духов организованно и целенаправленно вторгается в человеческую судьбу. Но прежде чем происходит любое вторжение, должны появиться первооткрыватели, которые, собственно, и прокладывают дорогу остальным. В последние годы можно было наблюдать активность психических сил, и предзнаменования этого уходят корнями в Средневековье, а следы их не стерлись до сих пор.

Спиритизм столь же древен, как и само человечество

Так, в изначальном виде до нас дошла история Эммануила Сведенборга, знаменитого шведского мэтра, именно его называют отцом нового учения о духовном мире. В центре нашего внимания не столько сам Сведенборг, сколько его миссия, его место в развитии психического учения, которому препятствовала Церковь с ее узкими взглядами.

Страница 1