Размер шрифта
-
+

История спиритизма. Исследование духовного мира - стр. 3

Сведенборг был в Гетеборге на званом обеде и там в присутствии шестнадцати свидетелей подробно описал пожар, который в то же самое время происходил в Стокгольме. Среди гостей званого обеда был и Кант, знаменитый философ, – он тоже подтвердил тот случай.

Но отдельные такие случаи, происходившие со Сведенборгом, лишь предвещали «невидимую бурю» – и в апреле 1744 года она разразилась над ним в Лондоне. (Стоит сказать, что Сведенборг родился в шведской семье, стал шведским дворянином, но умер и похоронен в Лондоне – именно в этом городе он работал над своими новыми идеями и теориями, здесь опубликовал лучшие свои труды.) Двадцать семь лет – с момента первого своего видения и до самой смерти – он ежедневно был в контакте с потусторонним миром.

Когда Сведенборг описывал самое первое свое видение, он упоминал, что из всех пор его тела исходило «испарение, видимое глазу». «Вода по-настоящему текла, падала на пол и протекала даже через ковер». Это чрезвычайно схоже с описанием эктоплазмы, которая является основой всякого физического явления в Спиритизме. Сведенборг назвал данную материю «идеоплазмой», поскольку вещество моментально принимало ту форму, которая соответствовала определенному духовному существу. В том конкретном случае идеоплазма приняла, по его воспоминаниям, форму отвратительных змей и жаб, что было для него предостережением от обжорства. Этот знак ниспослал ангел-хранитель, и при видении Сведенборг услышал голос, который произнес: «Не ешь столько!»

Какую реакцию со стороны общественности мог вызвать такой рассказ? Вероятно, одни люди приняли бы автора за сумасшедшего. Тем не менее, если судить по его жизнеописанию, Сведенборг не страдал расстройством рассудка. Другие посчитали бы, что описанные впечатления просто выдумка, однако это противоречило бы его безукоризненной репутации и необычайной правдивости. Вот свидетельство банкира Куно из Амстердама, который был другом Сведенборга: «Когда он смотрел на меня, я чувствовал, что от его лучистых голубых глаз исходит сама правда». А не был ли Сведенборг в плену своих заблуждений – может, он просто ошибался? Здесь многочисленные психологи расходятся во мнении. В действительности Сведенборга можно считать не только первым, но и вообще величайшим медиумом, что предполагает как позитивные, так и негативные свойства, которые присущи медиумизму. Оценить настоящую силу способностей Сведенборга, то место, которое они занимали в общей картине, можно только после тщательного исследования особенностей его медиумизма. Новая церковь, которая хотела оторвать его от Спиритизма, представила дар Сведенборга в искаженном свете. Но величие основоположника спиритического движения состоит в том, что его позиция доступна для понимания всем. Сведенборг обладал необъяснимыми способностями, и его уникальную личность нельзя было уложить в традиционную схему религиозной теории.

Страница 3