Размер шрифта
-
+

История русского шансона - стр. 9


Justin Berfield, 06/05/11

По-моему «русский шансон» и блатняк – это одно и то же, хотя, может, и есть исключения, точно сказать не могу, т. к. совсем не слушаю этот «жанр» музыки! Просто для меня это музыка абсурда – не знаю, как можно гордиться тем, что ты вор и сидел в тюрьме. По-моему, это должно вызывать стыд, а не чувство гордости! Пару раз слышал в маршрутках эти песни, в основном они поют о том, как злые прокуроры их как бы ни за что сажают в тюрьму, а они такие бедненькие, по маме тоскуют… ну да, надо медаль давать за такое! И что-то я ни разу не слышал песен о том, как они романтично сережки у женщин вырывают, или изящно людей утюгами пытают… было бы занятно послушать! И, как говорил один римский сенатор, «и все же я считаю, что Карфаген должен быть уничтожен»… то же самое я скажу о блатняке!


Am745zx, 06/05/11

Название темы говорит само за себя. Русский шансон – это именно нары, водка, зеки. На то он и русский шансон. И нечего тут приводить всяких Михайловых, тот же зековский шансон. Просто в России есть два вида шансона: те которые уже «там сидят или сидели», и те, которые «пока не попали». Так вот со Стасом Михайловым такая же вещь, клипы – сплошной гламур, костюмы-пиджаки и дорогие часы. Если повезет – так и дальше будет, а нет – ну, тогда нары, водка, и селедка.

Шансон по-русски: От Вертинского до Шуфутинского

Серьезных работ филологов или лингвистов, с попыткой дать научную формулировку жанра, немного.

Одним из первых это сделал петербургский лингвист А.С. Башарин. Опираясь на знакомый нам уже тезис о том, что «блатная песня» и шансон – суть одного явления, наряженного в разные одежды, он пытается определить критерии, присущие им.

«…Между понятиями «русский шансон» и «блатная песня» ставится как бы знак равенства. При внимательном рассмотрении оказывается, однако, что мы имеем в этом случае уравнение с двумя неизвестными. И прежде чем ответить на вопрос, действительно ли «русский шансон» – это новый виток развития блатной песни, необходимо сначала разобраться, а что же такое собственно «блатная песня», попытаться четко обозначить предмет разговора, дать ему не эмоциональное, а научное определение»[3].


Башариным выделяются следующие отличительные критерии: лингвистический (наличие жаргонных слов и выражений в тексте), генетический (криминальное происхождение, толкуемое как авторство человека из уголовной среды), бытование (распространенность в маргинально-преступных слоях), тематический.

Рассматривая каждую из черт подробно, исследователь приходит к парадоксальному выводу – ни одна из них не является до конца объективной.

Страница 9