История русского шансона
1
Брейтер М. А. «Англицизмы в русском языке: история и перспективы», Владивосток, Диалог-МГУ, 1997.
2
Авторская орфография сохранена
3
Башарин С.А., «Блатная песня: terra incognita. Массовая культура на рубеже веков (сб. статей) М.-СПб., 2005.
4
Гардзонио С., «Тюремная лирика и шансон», «Русский шансон между традицией и новаторством: жанр, история, тематика».
5
Солдатов В.М., Иванов А.А., «Жанры, Стили и Шансон».
6
По материалам книг А. Белкина «Русские скоморохи», А. Фаминицына «Скоморохи на Руси», М. Шелега «Две грани одной жизни», И. Забелина «Домашний быт русских царей»; статей ученых-филологов А. Веселовского, А. Панченко и др. (подробнее см. библиографию), а также сайтов www.byliny.ru, www.krugosvet.ru.
7
В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причем часто неверно записывалось как «Баян» (от слова «баять»). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и, в конце концов, нарицательным именем музыкального инструмента баяна.
8
3 и 4-я строки повторяются во всех куплетах, кроме 2 последних.
9
Рыцарева М., «Русская музыка 18 века» (см. библиографию).
10
М. Горький «Вопленица»
11
Картуш – прозвище Луи-Доминика Бургиньона (1693–1721). Сын трактирщика, он стал атаманом шайки в Париже и его окрестностях. Поддерживаемый тайными друзьями, он не боялся полиции и действовал со все возрастающей смелостью. Выданный одним из близких к нему лиц и приговоренный к колесованию, Картуш лишь непосредственно перед казнью назвал своих сообщников, в том числе многих дам и дворян.
12
Матвеев И.Н. Кто скрывается за псевдонимом Кирша Данилов?
13
См. эссе А. Григорьева «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны» (1847).
14
По обыкновению всех мемуаристов, А. Фет запамятовал и сделал ошибку; приведенное им четверостишие не принадлежит Григорьеву. (Прим. В.Н. Княжнина.)
15
Баламут – шулерский прием в некоторых карточных играх. Цитирую по А. Писемскому «Масоны».
16
О. Суханов, газета «Копейка», № 43 от 04.11.05 г.
17
Б. Вольман. «Гитара в России». Очерк об истории гитарного искусства. (См. библиографию.)
18
М.А. Стахович. Очерк истории семиструнной гитары.
19
Е.Д. Уварова. Как развлекались в российских столицах. (См. библиографию.)
20
Франсуа Вийон – французский поэт XV века, создавший большинство своих произведений, сидя в тюрьме за уголовные преступления. Несколько поэм написаны Ф.В. на воровском жаргоне.
21
Особое приспособление, на котором арестантов секли розгами. (Прим. авт.)
22
Шпаната – младшие члены каторги; кобылка (здесь) – вся каторга; духи – конвой и вообще всякое начальство; Иван – старший в камере или в этапе из бывалых каторжан.
23
А. Васильев. Людмила Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний. (См. библиографию.)
24
Строчка из песни М. Танича и М. Гулько «Кабацкий музыкант».
25
Гулько Михаил. Судьба эмигранта: мемуары. (См. библиографию.)
26
Алексеев В. Пойте, цыгане! – «Независимая Газета». 11.04.2003 г.
27
Здесь и далее до конца главы цитирую Н. Медведеву «Моя борьба». (См. библиографию.)