Размер шрифта
-
+

История русского шансона - стр. 12

…Кроме того, в числе эстрадных источников городской песни – шансонетки, песенки фривольного содержания в сопровождении канкана («каскадный» репертуар утверждается на эстраде начиная с 1860-х годов в связи с модой на французскую оперетту и держится не менее полувека. Подобное происхождение весьма ощутимо, например, в таких песенках как, «Однажды морем я плыла…», «Пришла на склад игрушек…» С эстрадными истоками связана и куплетная форма некоторых текстов, не имеющих устойчивого сквозного сюжета, причем набор и последовательность куплетов могут варьироваться в весьма широких пределах. Двустороннее взаимодействие уличной песни с «низовой» (ресторанной, садово-парковой) эстрадой прерывается в первые годы советской власти, что, несомненно, способствует дальнейшей фольклоризации жанра».

Известный итальянский славист Стефанио Гордзонио придерживается аналогичной точки зрения: «…Эпоха традиционного фольклора «безвозвратно миновала» и теперь исследователи имеют дело с материалами и явлениями другого порядка, относящимися к так называемому «современному городскому фольклору» (или «постфольклору»). Данное обстоятельство прямо касается и сегодняшнего «русского шансона», относительно которого до сих пор на терминологическом уровне существует большая путаница и явная несогласованность.

С одной стороны, шансон – явный продукт массового искусства на почве современной индустрии эстрадной музыки, с другой – он сохраняет многие черты фольклорного и околофольклорного творчества… Очевидно, сегодняшний шансон как со словесной, так и с музыкальной точки зрения уже не просто традиционная блатная песня. Тем не менее отправным пунктом исследования должны быть именно его исторические источники. На мой взгляд, это в первую очередь жанры городского романса и тюремной песни, причем для этих традиционных жанров русской низовой культуры до сих пор сосуществуют многочисленные терминологические определения и даже разные типологические описания»[4].


Отказывая новому шансону в преемственности фольклорной традиции, А.С. Башарин упоминает «единичные случаи», «характерные для фольклора линейной, «по цепочке», передачи» (текстов от одного человека другому).

Но так ли это?

В приложении к книге Е.С. Ефимовой «Современная тюрьма. Быт, традиции и фольклор» приводится множество характерных примеров, опровергающих вывод Башарина.

Особо следует отметить рукописные альбомы заключенных различных колоний Центральной России. В данных сборниках содержатся афоризмы, анекдоты, поэтические произведения и записи песен.

Страница 12