Размер шрифта
-
+

История России - стр. 11

) могли заменить смертную казнь.

В период княжения Ярослава Владимировича (1019–1054), прозванного Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е годы появился первый письменный закон – «Русская Правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.

Сыновья князя правили в крупнейших городах – Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно, замки́, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами – пленными, захваченными в военных походах.

В правление Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский подвижник Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.

Духовное и хозяйственное развитие русской державы на огромном пространстве – от Карпат до нижнего течения р. Оки, от Балтийского до Черного морей – во многом определялось той мирной обстановкой, которая установилась после окончательного разгрома печенегов под Киевом в 1036 г. (вскоре на этом месте был построен храм Святой Софии). Высок был международный престиж Руси эпохи Ярослава Мудрого, о чем свидетельствовали обширные династические связи: сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, одна из его дочерей вышла замуж за короля Франции, другая – за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».

Этап распада. Причинами ослабления и распада Киевской Руси явились претензии местных князей на самостоятельность (порядок наследования шел от старшего брата к младшему, при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей), выстраивание пирамиды вассальных отношений среди господствующей прослойки, рост городов – центров отдельных регионов, а также утрата стратегической значимости торгового пути «из варяг в греки».

Страница 11