Размер шрифта
-
+

История России - стр. 13

С расширением государственной территории в состав правящего слоя включались племенные князья покоренных земель со своими дружинами. Во вновь образованные центры киевские князья назначали своих посадников из бояр. Эти пункты становились местом сбора дани, местом, куда мог в ходе полюдья приехать князь, «творя суд и расправу». Именно сюда постепенно перемещалась торгово-ремесленная жизнь округи, здесь же сооружались храмы и возникали резиденции церковных иерархов. Позже (примерно с X–XI вв.) такие поселения превращались в города. В правящие круги постепенно включался слой богатых и влиятельных горожан, а также представители высшего духовенства – митрополиты, епископы, настоятели монастырей.

Пытаясь преодолеть местный сепаратизм, киевские князья стали назначать в наиболее крупные города посадников из своих сыновей. Причем старшие сыновья получали и более доходные области. Власть княжеских сыновей на конкретной территории носила временный характер. Со смертью старших братьев происходило перемещение и перераспределение владений. Древнерусское государство выступало как родовая собственность всех Рюриковичей, где старший брат – великий князь киевский – олицетворял единство всей Руси.

Экономическое развитие областей было неравномерным. Наиболее активно развитие шло в Среднем Поднепровье, в центре страны и на северо-западе – в Новгороде. В то же время северо-восток (Ростов, Ярославль, Суздаль, Муром) – край лесов и рек, удаленный от оживленных торговых артерий, до определенной поры оставался глухой окраиной государства. Поэтому именно Новгород, Чернигов, Переяславль как наиболее доходные владения были резиденциями старших княжеских сыновей. В своем правлении они опирались на высшие слои города, выражая зачастую их интересы и конфликтуя со столицей.

Городская «олигархическая» верхушка принимала участие в работе боярской думы. Она задавала тон и на вече – собраниях горожан, где решались важнейшие вопросы городской жизни. Вече и выборные военачальники народного ополчения – сотские, десятские, тысяцкие – были проявлениями давней традиции народной демократии, характерной для славянского общества на родовой стадии развития.

Традиционной чертой древнерусского общества являлось и наличие свободных землепашцев, объединенных в общину с выборным старостой. В природно-климатических условиях Восточно-Европейской равнины трудно было вести хозяйство в одиночку: расчищать лес под пашню, осушать землю, получать стабильно высокий урожай. Поэтому именно община оказалась наиболее приемлемым способом объединения земледельцев, просуществовав целое тысячелетие.

Страница 13