История политических учений - стр. 51
Как и для апостола Павла, принцип христианской любви стоит для Августина выше знания и веры. Из «правильной» любви к миру рождается вера, способная его познать. Если Тертуллиан говорит: «это достойно веры, так как нелепо», то Августин Блаженный утверждает: «верую, чтобы понимать» (credo ut intelligam). Другими словами, Августин считал возможным оправдание веры разумом, не видел между ними принципиального противоречия, указывая тем самым путь в сторону схоластической традиции, достигшей своей вершины у Фомы Аквинского.
1. В чем состоит значение реформ Солона для установления демократического порядка в древних Афинах?
2. Каким образом софисты выразили дух древнегреческой полисной демократии?
3. Каковы принципы классификации форм государственного правления в диалогах Платона?
4. На каких философских принципах построено платоновское учение об идеальном государстве?
5. Каковы концептуальные основы аристотелевского тезиса о человеке как «политическом (полисном) существе»?
6. Каковы, по Аристотелю, условия устойчивой демократии? Почему «государство средних» – наилучшее?
7. Как, согласно Аристотелю, различаются демократия и олигархия по критериям качества, количества и сущности?
8. Что объединяет политические учения стоиков, эпикурейцев и скептиков?
9. Как бы вы охарактеризовали теоретическое новаторство Цицерона в понимании государства?
10. Сформулируйте в нескольких тезисах суть учения Аврелия Августина о граде земном и небесном.
1. Основные институты афинской демократии и древнеримской республики: сравнительный анализ.
2. Платон о специфике «политического попечения».
3. «Законы» Платона: основные принципы правильного законодательства.
4. Аристотель о политической роли воспитания, обучения и досуга граждан.
5. Аристотель об общих причинах, поводах, методах и формах государственных переворотов.
6. Жизнь ради республики: Цицерон как мыслитель и политик.
7. Мессианско-эсхатологические черты христианского идеала свободы.
8. Критика Августином античной (языческой) духовности.
1. Августин Блаженный. О граде Божием. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000.
2. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1, ч. 1.