История политических учений - стр. 30
Рассудительность создает основу для справедливого государства. В нем каждый отдельный человек и каждое сословие занимаются своим делом, предназначенным им от природы, и не мешают делам других людей и сословий. Поэтому справедливость рождает единодушие и дружбу между гражданами государства, а несправедливость ведет к междоусобицам.
Упомянутые три начала души представлены и в совершенном государстве. Эти начала реализуются тремя основными сословиями общества: философами-правителями, воинами и работниками материальной сферы общества (земледельцами, ремесленниками, торговцами).
При описании идеального полисного устройства Платон много внимания уделяет быту стражей. Их профессия требует полного подчинения целям государства, поэтому наличие частной собственности и денег у стражей исключается. Соответственно, среди воинов не должно быть различия между богатыми и бедными. Сверх того, Платон предписывает стражам общность жен и детей, считая достаточным чисто формальное понятие родства и семьи. При этом правители должны неявно руководить интимной жизнью стражей, чтобы способствовать производству среди них лучшего потомства.
Ключевую роль в своей теории идеального государства Платон отводит системе воспитания и обучения граждан, поскольку «в каком направлении кто был воспитан, таким и станет… весь его будущий путь» (425 c)15. Воспитание и обучение детей – это государственное дело. При этом оно подчинено сословному принципу и предполагает постоянное повышение в ранге, селекцию. Нижний уровень составляет образование и воспитание для всех детей, включающее прежде всего усвоение ими официальной идеологии. В связи с этим Платон говорит о «благородном вымысле» государственной идеологии, которая призвана оправдать неравенство сословий единого полиса. Отсюда – миф о матери-земле как общей прародительнице всех граждан, в которых, однако, при рождении богом подмешиваются элементы разного достоинства: в правителей – золото, в стражей – серебро, а в земледельцев и ремесленников – медь и железо.
Для низшего сословия специального воспитания и образования Платоном не предусматривается; помимо идеологического воспитания, дети из этого сословия могут получать предварительные знания в области арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Однако изучение ими этих дисциплин носит сугубо инструментальный (или «рабский», как выражается Платон) характер, в отличие от их изучения будущими стражами и правителями. Последние, по Платону, проходят многолетнюю специальную выучку, причем поначалу они воспитываются совместно. При этом для тела лучшим воспитанием считается гимнастика, а для души – музы. Мусическое воспитание должно предшествовать гимнастическому.