Размер шрифта
-
+

История политических учений

1

Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО (У): РОССПЭН, 2001. С. 3.

2

Здесь и далее звездочкой помечены термины, разъяснение которых приводится в словаре терминов данного учебного пособия.

3

В литературе (включая учебную) варны нередко отождествляются с кастами, что является глубоко ошибочным. Кастовая система, безусловно, выросшая из варновой, отличается от своей предшественницы рядом принципиальных особенностей. Древние варны не были полностью замкнуты, и варновая принадлежность могла быть изменена в лучшую сторону в награду за заслуги [Кудрявцев, 1992, с. 202; Куценков, 1983, с. 51], в то время как кастовая являлась пожизненной, лишиться ее можно было только став неприкасаемым. Варновые брачные правила были более гибкими, чем кастовые. Кастовая система была гораздо более сложной, разветвленной и ритуализированной, чем варновая. По оценкам специалистов, кастовая система сложилась как минимум на тысячелетие позже варновой [Куценков, 1983, с. 59], актуальность варн в кастовом обществе многими ставится под сомнение.

4

Разумеется, генезис кастовой системы в Индии был вызван не одними только религиозными доктринами. Значительную роль сыграли экономические факторы, особенности политогенеза и этнокультурной ситуации, существовавшей на индийском субконтиненте. Однако, бесспорно, варновая структура и варновая идеология создали своеобразную матрицу дальнейшего развития индийской цивилизации.

5

Название памятника более точно переводится как «Наставления Ману в дхарме».

6

Кроме буддистов, с отрицанием авторитета Вед и, соответственно, варновой системы выступили джайны, а также представители ряда неортодоксальных сект. Уже в «Упанишадах» появляется фигура кшатрия, настолько превосходящего своей мудростью брахманов, что он берется наставлять их в религиозно-философских вопросах. Авторитетные тексты средневекового индуизма – пураны – запечатлели легенду о богатыре Парашураме, истребляющем кшатриев, восставших против брахманов.

7

Даты жизни Будды, сообщаемые традицией, разноречивы. Даты смерти традиция называет сразу две: 544 и 486 г. до н. э.

8

С развернутой аргументацией в пользу этой точки зрения выступил отечественный ученый Д. Н. Лелюхин [Лелюхин, 2001], с ним солидаризировался видный индолог Л. Б. Алаев.

9

Даты жизни приблизительны, сама историчность Лао-цзы в науке считается спорной.

10

Исключительно сложная и многозначная категория «дао» чаще всего переводится как «путь» или «пустота». Дэ выступает как проявление дао в окружающем мире и одновременно – как средство движения к дао.

11

Существует несколько противоречащих друг другу биографий Конфуция.

12

Это требование нашло воплощение в практике подачи честными чиновниками нелицеприятных докладов на имя императора, после чего податель доклада совершал самоубийство.

13

Несмотря на то, что правитель находится вне критики, ни перед кем не отчитывается и в принципе волен делать все что угодно, Шан Ян рекомендовал ему не нарушать собственных законов без крайней необходимости. Этого требовал принцип всеобщих и ясных правил.

14

Трактат, содержащий идеи Шэнь Бу-хая, – «Шэнь-цзы» – сохранился лишь в немногочисленных фрагментах, включенных в другие сочинения. Трактат «Хань Фэй-цзы» дошел до нас в полном объеме (55 глав), неоднократно переводился на европейские языки, в том числе и на русский.

15

Здесь и далее цитаты из диалогов Платона приводятся по изданиям: Платон. Государство // Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.: Мысль, 1999; Его же. Политик. Законы. Письма. М.: Мысль, 1994. В скобках указан номер соответствующего фрагмента сочинения.

16

Здесь и далее цитаты из «Политики» и «Никомаховой этики» Аристотеля приводятся по изданию: Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. В скобках указан номер соответствующего фрагмента сочинения.

17

Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Цицерон. Диалоги. М.: Ладомир: Наука, 1994. Первая цифра в скобках указывает на книгу, вторая – на главу, третья – на фрагмент главы.

18

Здесь и далее при цитировании Нового Завета в скобках указывается сокращенное название Евангелия или Послания апостола Павла, а также номер его раздела согласно синодальному изданию.

19

«И умер сын Божий; это достойно веры, так как нелепо. И погребен, и воскрес; это достоверно, так как невозможно» («Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile est» [Tertullian, 1956] (курсив наш. – С. П.).

20

Здесь и далее цитаты из сочинения А. Августина «О граде Божием» приводятся по изданию: Августин Блаженный. О граде Божием. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Первая цифра в скобках указывает на книгу, вторая – на главу.

Страница notes