Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 31

Частью мусического воспитания выступают мифы, которые в фантастической форме передают моральные наставления. Но поскольку ребенок не в состоянии различить, что в этих наставлениях буквально, а что иносказательно, мифы должны быть очищены от всех двусмысленностей и прямо направлять детей к добродетели. Это касается прежде всего противоречивого образа богов, представленных в поэмах Гесиода и Гомера. От таких образов надо избавляться, ведь «боги – не колдуны, чтобы изменять свой вид и вводить нас в обман словом или делом» (383 a).

К мусическому воспитанию относятся также различные искусства, но у Платона они под подозрением, поскольку по природе своей являются «подражанием подражанию», что значит подражанием вещам, которые сами суть подражания идеям. Произведение искусства может быть талантливым, но от этого еще более опасным политически. У Платона есть претензии к трагедии и комедии, к лирической поэзии, в какой мере те развивают плачущее начало души и непочтение к начальству. Поэтому воздействие искусства, особенно на молодежь, нуждается в контроле со стороны философов-правителей, созерцающих умом высшие истины.

До 30-летнего возраста философы изучают сродство всех наук, а затем наиболее способные из них посвящаются в знание диалектики. Диалектикой (др.-греч. διαλεκτική) античные греки называли искусство вести беседу, Платон же сделал из диалектики божественную науку, доступную немногим. Под ней он понимал постижение сути вещей посредством умопостигаемого «узора» мысли, созданного из одних только мыслей, без примеси ощущений.

В диалоге «Государство» Платон уделяет недостаточно внимания правовому устройству власти в идеальном государстве. Здесь упоминается лишь то, что оно может управляться царем или аристократами. В «Законах» Платон восполняет этот пробел, подробно описывая органы и законы своего идеального государства. Во главе стоит «Ночное собрание» из десяти самых престарелых мудрецов, которые обладают столь совершенным знанием, что могут принимать правильные решения независимо от писаных законов, но согласно законам моральным и космическим.

Основная функция этого органа власти – охранительная, но не в полицейском, а в духовно-нравственном смысле. Однако для остальной части общества правовые нормы нужны, и эта потребность реализуется в таких выборных органах, как коллегия из тридцати семи правителей и «совет тридцати дюжин». Фактически соединяя в управлении идеальным государством аристократические (не по крови, а по заслугам) и демократические (выборы по большинству голосов) элементы, поздний Платон реализует идею смешанной формы правления, плодотворно развитую впоследствии в «Политике» Аристотеля.

Страница 31