Размер шрифта
-
+

История мира в 6 бокалах - стр. 22

Когда вино стало настолько доступным, что даже рабы могли себе его позволить, греческие потребители стали обращать внимание на его качество, придавать значение различиям между своими и иностранными винами. И несмотря на то что в греческом обществе вино было более демократичным напитком, чем в других культурах, выбор потребителя служил яркой демонстрацией социальных различий.

Поскольку индивидуальные стили вина были хорошо известны, винодельческие регионы начали отгружать свои вина в кувшинах определенной формы. Это помогало покупателю сделать безошибочный выбор. Архестрат, греческий поэт и гурман, живший на Сицилии в IV веке до н. э. и запомнившийся как автор поэмы «Гастрономия», по сути одной из первых поваренных книг в мире, предпочитал, например, вино с Лесбоса. А в греческих комических произведениях V и IV веков до н. э. упоминаются прекрасные вина Хиоса и Тасоса.

Помимо происхождения вина греки в первую очередь интересовались его возрастом, а не годом урожая. Старое вино было признаком статуса, и чем старше оно было, тем лучше. «Одиссея» Гомера, написанная в VIII веке до н. э., описывает кладовую главного героя, где «грудами хранилось золото и бронза, одежда в сундуках, масла с приятным запахом, а также рядами у стен выстроились кувшины со сладким вином божественного вкуса».

Для греков вино было синонимом цивилизованности и изысканности: его стиль и возраст показывал, насколько высок ваш культурный уровень. Вино было предпочтительнее пива, изысканные вина предпочтительнее обычных, а старые предпочтительнее молодых. Однако важнее всего было то, как вы себя вели, находясь под воздействием алкоголя. Как писал греческий поэт Эсхил в VI веке до н. э.: «Бронза – это зеркало внешней формы, вино – зеркало ума».

Как пить по-гречески

Главной особенностью подхода греков к потреблению вина была практика смешивания его с водой. Верхом социальной изощренности было употребление этого напитка на частной вечеринке (симпозиуме). Аристократический ритуал проходил в андроне («мужской комнате»), украшенной мозаиками и фресками, зачастую «алкогольной» тематики. Использование специальной комнаты подчеркивало разницу между повседневной жизнью и симпозиумом, ход которого регулировался определенными правилами. Иногда андрон был единственным в доме помещением с каменным, как правило покатым полом, что облегчало уборку.

Мужчины сидели на специальных диванах с подушкой под одной рукой – мода, пришедшая с Ближнего Востока в VIII веке до н. э. Как правило, на симпозиуме присутствовало 12 человек, иногда больше,

Страница 22