Размер шрифта
-
+

История мира в 6 бокалах - стр. 20

Колыбель западной мысли

Основы современной западной политики, философии, науки и права были заложены древнегреческими мыслителями в VI–V веках до н. э. Новый подход греков состоял в рациональном исследовании той или иной проблемы посредством состязательного обсуждения. Лучший способ оценить один набор идей – сверить его с другим набором идей. В политической сфере признания добивались те, кто в совершенстве владел искусством риторики. Философские школы рождались в дискуссиях об устройстве мира. Ученые выдвигали конкурирующие теории, объясняющие природные явления. Правоведы участвовали в создании состязательной правовой системы. Еще одна форма институционализированного соревнования – Олимпийские игры в Древней Греции. В основе современного западного образа жизни лежит тот же принцип упорядоченной конкуренции в торговле, науке и правовой системе.

Концепция разграничения западного и восточного мира также имеет греческие корни. Древняя Греция была свободным объединением городов, поселений и колоний, взаимоотношения между которыми – соперничество и кооперация – постоянно менялись. Но уже в VIII веке до н. э. наметилась четкая граница между грекоязычными народами и иностранцами, которых они называли варварами (Barbaros), то есть чужеземцами, говорившими на непонятном языке. В первую очередь это были персы на востоке, чья обширная империя охватывала Месопотамию, Сирию, Египет и Малую Азию (современная Турция). Сначала ведущие греческие города-государства, Афины и Спарта, объединились, чтобы противостоять персам, но позже Персия часто поддерживала как Спарту, так и Афины, когда они сражались друг с другом. В конце концов Александр Великий объединил греков и победил Персию в IV веке до н. э.

Идея цивилизованной конкуренции и предполагаемое превосходство Греции над азиатскими народами ярче всего проявлялись в любви к вину. Его употребляли на официальных вечеринках или симпозиумах (симпосиях), которые были площадками для легкой дискуссии, в ходе которой пьющие пытались превзойти друг друга в остроумии, поэзии или риторике. Сама форма и интеллектуальная атмосфера симпозиума также напоминала грекам, насколько цивилизованными они были, в отличие от варваров, которые либо пили примитивное пиво, либо, что еще хуже, – неразбавленное вино.

По словам величайшего древнегреческого историка Фукидида, «народы Средиземного моря начали выходить из варварства, когда научились выращивать оливу и виноградную лозу». Согласно одной легенде, Дионис, бог вина, бежал в Грецию из Месопотамии, которая предпочитала пиво. Другая легенда утверждает, что Дионис создал пиво для людей в тех странах, где не мог культивироваться виноград. В Греции, однако, Дионис сделал вино доступным для всех, а не только для элиты. В «Вакханках» Еврипида сказано: «Как богатым, так и бедным он даровал возможность наслаждаться вином и заставил забыть боль».

Страница 20