Размер шрифта
-
+

История мира в 6 бокалах - стр. 12

Человечество было спасено, и Хатор стала богиней пива и пивоварения. Варианты этой истории были найдены в гробницах египетских царей, в том числе Тутанхамона, Сети I и Рамзеса II Великого.

Однако, в отличие от спокойного отношения месопотамцев к пьянству, порицание этого порока отражено в текстах, составленных учениками египетских писцов. Один отрывок увещевает: «Пиво посылает душу твою к погибели. Ты как рулевой со сломанным веслом на корабле». Наставления «Мудрость Ани» предупреждают: «Не пей пива. Ты говоришь, и из уст вылетает что-то непотребное». По этим текстам нельзя судить о настроениях, царивших в египетском обществе. Ради продолжения карьеры писцы осуждают практически все, кроме бесконечного учения. Другие тексты, например, призывают: «Не будь солдатом, священником или пекарем», «Не будь фермером», «Не будь колесничим».

Для жителей Месопотамии и египтян пиво было древним божественным напитком, определявшим их культурную и религиозную самобытность. Популярные египетские выражения «сделать пивную» и «сидеть в пивной» означали «хорошо провести время» или «кутить», а шумерское выражение «залить пива» – банкет или пир. Официальные визиты царственных особ в дома высокопоставленных чиновников ради сбора дани описывались так: «когда царь пил пиво в доме такого-то». В обеих культурах без пива никакая еда не считалась завершенной. Его употребляли все: богатые и бедные, мужчины и женщины, взрослые и дети, от вершины социальной пирамиды до самого дна. Это был действительно определяющий напиток первых великих цивилизаций.

История письменности

Самые ранние письменные документы – это шумерские списки заработной платы и налоговых поступлений, в которых символом пива служит глиняный сосуд с диагональными линейными отметками. Собственно письмо и было изобретено для учета сбора и распределения зерна, пива, хлеба и других взносов в коммунальные хранилища. Оно возникло как естественное развитие неолитических способов расчета с помощью жетонов. Подобно тому как вождь неолитической деревни собирал излишки пищи, жрецы шумерских городов собирали избыточный ячмень, пшеницу, овец и текстиль. Эта жертва богам, по официальной версии, на практике была обязательным налогом, которым распоряжалась храмовая бюрократия как в личных целях, так и для обмена на другие товары и услуги. Жрецы могли, например, оплачивать хлебом и пивом содержание ирригационных систем и строительство общественных зданий.

С помощью этой сложной системы храм контролировал большую часть экономики. Система, названная «перераспределительной нирваной», была древней формой социализма, похоже возникшей в ответ на непредсказуемый климат Междуречья. Дожди и регулярные наводнения ставили сельское хозяйство в зависимость от общинных ирригационных систем и, по мнению шумеров, щедрых приношений богам. Обе эти задачи решали священнослужители, и когда деревни превращались в города, все больше и больше ресурсов было сосредоточено в их руках. На смену простым хранилищам эпохи неолита пришли многоступенчатые зиккураты. Возникли многочисленные соперничающие города-государства, каждый со своим собственным богом-резидентом и элитарным священством, которое поддерживало сельскохозяйственную экономику и распоряжалось излишками продовольствия.

Страница 12