Размер шрифта
-
+

История мира в 6 бокалах - стр. 11

Напиток цивилизованного человека

Рукописная история пива начинается в Шумере, регионе на юге Месопотамии, где письменность возникла около 3400 года до н. э.

О том, что употребление пива было признаком цивилизованности среди месопотамцев, можно судить по отрывку из «Эпоса о Гильгамеше», одному из старейших произведений мировой литературы. Гильгамеш был шумерским царем, правил около 2700 года до н. э. История его жизни описана в шумерских сказаниях и аккадском эпосе.

В отрывке речь идет о приключениях Энкиду, друга Гильгамеша. Дикарь, живший в пустыне, знакомится с молодой женщиной, которая приводит его в деревню. Это первая ступень цивилизационной лестницы, ведущей к городской культуре. Перед Энкиду положили еду и поставили пиво. Женщина кормила его, приговаривая:

– Ешь хлеб, Энкиду, – то свойственно жизни,
Сикеру[1] пей – суждено то миру!
Не умел Энкиду питаться хлебом,
Питью сикеры обучен не был.
Досыта хлеба ел Энкиду,
Сикеры испил он семь кувшинов.
Взыграла душа его, разгулялась,
Его сердце веселилось, лицо сияло[2].

На первобытную природу Энкиду указывает отсутствие знаний о хлебе и пиве. В Месопотамии потребление этих продуктов было главным признаком, отличавшим цивилизованного человека, ведущего упорядоченный образ жизни, от охотника-собирателя, кочевавшего по земле в доисторические времена.

Цивилизационный потенциал пива был сильнее страха перед возможным пьянством. Этот порок в месопотамской литературе описывается игриво и с юмором: инициация Энкиду как человека действительно напрямую связана с действием алкоголя.

Боги в шумерских мифах, как и люди, «не без греха». Они любят поесть и выпить и часто пьют слишком много. Их поведение отражает нестабильный и непредсказуемый характер шумерской жизни, частые неурожаи и мародерство со стороны армии. Религиозные обряды, совершавшиеся перед божественным образом в храме, заканчивались употреблением жертвенной еды и питья священниками и прихожанами.

Пиво было столь же важной частью египетской культуры. Ссылки на него обнаружены в документах Третьей династии, которая началась в 2650 году до и.э. А в погребальных «Текстах пирамид» с 2350 года до н. э. (конец Пятой династии) упоминается уже несколько сортов пива.

Египтяне разработали собственную форму письма вскоре после шумеров, чтобы описывать как бытовые сделки, так и подвиги фараонов. Один из исследователей памятников египетской письменности установил, что слово hekt («пиво») упоминалось чаще любых других продуктов питания.

Как и в Месопотамии, пиво часто фигурирует в молитвах и легендах. Одна египетская сказка рассказывает о том, как пиво спасло человечество от разрушения. Раздосадованный тем, что люди перестали повиноваться ему, бог солнца Ра решил истребить человеческий род. В роли карающего за грехи «Ока Ра» выступила богиня Хатор. Превратившись в злобную львицу Сехмет, она учинила такую страшную бойню, что люди тонули в собственной крови. Ра пришел в ужас от содеянного и, сжалившись, спас уцелевших людей, разлив на пути Сехмет-Хатор 7 тысяч кувшинов пива, окрашенного в кроваво-красный цвет. Яростная львица приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В итоге она настолько опьянела, что перестала узнавать людей и не могла причинить им вред, вновь обретя образ прекрасной Хатор.

Страница 11