История Кармап Тибета - стр. 19
Линия преемственной передачи (тиб.: brgyud), или традиция Дхармы (тиб.: chos lugs), обладает определенными узнаваемыми характеристиками, включая центральный лейтмотив, или «взгляд» (тиб.: lta ba), например, в Кагью таковым является Махамудра.
С центральным взглядом связаны специфические практики и символические Будда-аспекты школы. Поучения, характерные для каждой из традиций, сохраняются и передаются по линии многоопытных духовных мастеров, которые воплощают в себе подлинные качества Дхармы. Важнейшие линии преемственности Дхармы в Тибете обладали относительно сложной организационной структурой, состоящей из множества мужских и женских монастырей, центров медитации и образовательных учреждений, в которых студенты изучали целый ряд предметов, в том числе философию, медитацию, ритуалы, искусство и астрологию.
Наряду с преемственностью от учителя к ученику в рамках каждой отдельной школы в тибетском буддизме имеются также линии тулку (тиб.: sprul sku), или «перерождающихся учителей». Так называют людей, которые обрели высокое постижение на пути практики, разорвали оковы эго, но продолжают рождаться в этом мире и работать для блага существ, выполняя тем самым свои обещания. Первым признанным тулку в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши. До него в Индии тоже появлялись перерождающиеся учителя, но только в Тибете сложилась традиция, позволяющая узнавать и обучать юных тулку, что приобрело большое культурное и социальное значение. С тех пор в тибетских школах буддизма перерождающиеся ламы, будь то монахи, йогины или ученые, воспринимаются как драгоценные сокровища Дхармы.
За тысячелетнюю историю существования в Тибете Учения Будды там образовались четыре главные школы: Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг. Появлялись также многочисленные подшколы, большинство из которых впоследствии прекратили самостоятельное существование.
Традиция Кагью
Карма Кагью – наиболее распространенная из четырех школ, изначально принадлежащих к традиции Дагпо Кагью. Последняя была названа в честь ее основателя Гампопы (1079–1153), великого ученого и мастера медитации, появление которого было предсказано еще Буддой Шакьямуни.
Будда сообщил одному из своих учеников – Кумаре, лекарю в сане монаха, что однажды тот придет на свет в северной стране неподалеку от реки Лохита, снова станет врачом и монахом, а затем создаст школу медитации. Гампопа, или Дагпо Лхадже (тиб.: dwags po lha rje), что означает «лекарь из Дагпо», был искусным врачом. Он принял монашество в школе Кадам, получил поучения от Джайондага, Джаюлвы, Геше Ньюгрумпы, Шаво Гангпы и Геше Чагре Гонгкхапы, изучил традицию «постепенного пути» (ламрим, тиб.: lam rim), принесенную в Тибет Атишей, и учение Дромтонпы. Став держателем линии преемственности Кадам, он написал труд под названием «Драгоценное украшение Освобождения» и другие комментарии к поучениям этой школы. Позднее, встретившись с йогином Миларепой и став его учеником, он получил передачу традиции Кагью, включая Махамудру и Шесть йог Наропы. После этого Гампопу начали называть ламой, который «свел воедино два потока поучений» (