Размер шрифта
-
+

История Кармап Тибета - стр. 21

4) Пхагмодрупа (тиб.: phag mo gru pa) Кагью появилась в результате активной деятельности Пхагмодру Дордже Гьялпо (1110–1170), обучавшегося у Гампопы. Школа Пхагмодру впоследствии разделилась на «восемь малых» подшкол:

• Дрикунг (тиб.: 'bri gung);

• Таглунг (тиб.: stag lung);

• Тропху (тиб.: khro phu);

• Другпа (тиб.: 'brug pa);

• Марцанг (тиб.: smar tshang);

• Йелпа (тиб.: yel pa);

• Шугсеб (тиб.: shug gseb);

• Ямзанг (тиб.: g.ya' bzang).


Школы Другпа, Дрикунг и Таглунг существуют по сей день. Крупнейшей из них является Другпа, также довольно велика и Дрикунг.

Другие линии преемственности

Карма Кагью нельзя рассматривать изолированно от осталь ных традиций буддизма Тибета, на которые эта школа оказала существенное влияние и от которых она, в свою очередь, восприняла многие знания и методы. Первой в Тибете появилась традиция Ньингма (тиб.: rnying ma), что означает «древняя», – плод работы величайших учителей VIII века Гуру Падмасамбхавы, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты. Приверженцы первоначальной Ньингмы вели мирской или монашеский образ жизни, практиковали учения Сутры и Тантры в период ранних переводов. Ключевое наставление в Ньингме – Махаати (тиб.: rdzogs pa chen po), или Великое совершенство. Его в VIII веке принес в Тибет индийский ученый и йогин Вималамитра. Учение о Маха ати указывает непосредственно на естественное совершенство осознавания, и его причисляют к наивысшим поучениям Будды.

Главной тантрой в традиции Ньингма является «Гухьягарбха» (тиб.: gsang ba snying po), или «Тайная сущность». В Ньингме можно ясно выделить три потока – это «непрямая линия» устной передачи (тиб.: bka' ma), «прямая линия» передачи скрытых сокровищ (терма, тиб.: gter ma) и линия передачи «глубочайших видений» (тиб.: zab mo dag snang). В числе великих мастеров Ньингмы – всеведущий Лонгчен Рабджам (1308–1363), Джигме Лингпа (1729–1797) и Джу Мипам (1848–1914).

Остальные школы Тибета принадлежат к периоду «нового перевода», который начался в X веке, когда Ринчен Зангпо (958–1051) и другие ученые сформировали новые каноны техник перевода с упором, скорее, на этимологическую точность, чем на свободу стиля, характерную для «старых переводов». Традиции Сакья и Кагью, возникшие в XI столетии, основаны на новых циклах тантр, появившихся за это время.

Монастырь Сакья, который позднее стал центральной резиденцией одноименной школы, был построен в 1073 году учителем по имени Кхёнчог Гьялпо из клана Кхён. Это влиятельное семейство вначале принадлежало к школе Ньингма, но постепенно Кхёнчог Гьялпо перенял новые тантры у переводчика Дрогми и индийского ученого Гаядхары. Четко выраженную форму этой традиции придал сын Кхёнчога Гьялпо Сачен Кюнга Ньингпо (1092–1158) и остальные четверо из «пяти великих мастеров»: Сёнам Цемо (1142–1182), Джецюн Драгпа Гьялцен (1174–1216), Сакья Пандита (11821251) и Чёгьял Пхагпа (1235–1280).

Страница 21