Размер шрифта
-
+

История Кармап Тибета - стр. 22

Школа Сакья специализируется на сочетании поучений Сутры и Тантры, известном как цикл Ламдре (тиб.: lam 'bras), что означает «путь и плод». Эта передача пришла в Тибет от индийского сиддхи Вирупы. Важнейшая тантра в школе Сакья – «Хеваджра», а главные Йидамы – Хеваджра и Ваджрайогини. В этой традиции сложились три подшколы – Сакьяпа, Нгорпа и Царпа, различающиеся только ритуалами.

Сегодня школу Сакья возглавляет Его Святейшество Сакья Тридзин (род. в 1945 г.), воплощение Манджушри, Бодхисаттвы мудрости.

Кадампа (тиб.: bka' gdams pa) тоже начала свое существование в XI веке, но в качестве отдельной независимой школы она не сохранилась: ее учение вошло в другие традиции. У истоков Кадампы стоял индийский мастер Атиша Дипанкара Шриджняна (979–1053), проживший в Тибете последние двенадцать лет своей жизни. Атиша всегда подчеркивал огромную важность постепенного пути и для Сутры, и для Тантры, считая его необходимым условием подлинной духовности. Нескольким одаренным ученикам он передавал особенно глубокие методы «преобразования мыслительной деятельности» (тиб.: blo sbyong)[2].

В качестве отдельной школы Кадампа была организована усилиями Дромтона (тиб.: 'brom ston), ученика Атиши.

Представители этого направления обычно отстаивали философские позиции прасангики-мадхьямаки с ее поучениями о пустоте (тиб.: stong pa nyid), основанными на отрицании любых утверждений.

Традиция Гелуг была основана великим тибетским ученым Цонгкапой Лобзангом Драгпой (тиб.: tsong kha pa blo bzang grags pa) (1367–1419). В юности Цонгкапа учился у мастеров всех главных линий преемственности и проявлял редкую эрудицию. Он собрал вокруг себя большую группу учеников, из которой впоследствии выросла школа Гелуг. Первостепенное значение здесь придается соблюдению монашеских правил Винайи, а также изучению и практике наследия Атиши – «постепенного пути» к Просветлению. Из-за такого акцента на поучениях Атиши школу Гелуг иногда называют новой Кадампой (тиб.: bka' gdams sar). Специфика философских воззрений этой линии заключается в приверженности той версии прасангики-мадхьямаки, которую разработал Цонгкапа. Что касается тантр, то особенно важными здесь считаются «Гухьясамаджа», «Ваджрабхайрава» и «Чакрасамвара». Историю Гелуг украшают имена таких блестящих ученых, как Кхедруб Дже (тиб.: mkhas grub rje) (1385–1438) и Кёнчог Джигме Вангпо (тиб.: dkon chog jigs med dbang po) (1728–1781).

В дополнение к перечисленным главным традициям в Тибете всегда существовало множество малых линий преемственности, вносивших огромный вклад в развитие Учения Будды. Среди них наиболее важны Шидже (

Страница 22