Размер шрифта
-
+

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке - стр. 26

К алтарю ведет высокая лестница. Это делает сооружение мало доступным человеку, что не было свойственно традиционному классическому храму с невысоким стилобатом. Вместо стройного ясного сооружения появилась усложненная композиция из рядов колонн с пышным декоративным украшением.

По тому же пути развивается и пластика. Она служит исключительно общему впечатлению на зрителя. Для этого в ход пускаются все возможные средства выражения, многократно усиленные. Так страх превращается в ужас, нежность граничит с сентиментальной мягкостью, а сила сродни грубости. Все это мы наблюдали в барельефе алтаря Зевса в Пергаме и просматривается в скульптурной группе Лаокоона (Рис. 2.70). Ужас в глазах отца достигает предельной выразительности. Ползучая смерть явно побеждает, и фигура мужчины передана в момент предельного напряжения сил, но очевидно бесполезного. Ему не выиграть эту схватку. Такая тема неравной борьбы никогда не могла бы послужить идеей для скульптора классической или, тем более, архаической эпохи, когда гармоничность во всем являлась основой художественного творчества. В идее группы Лаокоона явно присутствует дисгармония, которой отличается это время. Однако художественная выразительность в данном случае находится в апогее своего развития. Все тонкости движения человеческого тела представлены во всем богатстве пластических возможностей.


2.71 Терракотовая статуэтка из Танагры. Девушка в хитоне и пеплосе


Иной стиль жизни отражается и в костюме. Наряду с традиционной, возможно чуть усложненной формой хитона и пеплоса, снабженных большим количеством складок (Рис. 2.71), появляется костюм специально для танцев (Рис. 2.72). Это ярко иллюстрируют терракотовые статуэтки из Танагры. Танагра это город на востоке Беотии в Центральной Греции. Юбка с оборками говорит о том, что многообразие жизни людей этой эпохи, их связь с обширными регионами, прилегающими к Греции, знакомство с традициями других народов наложило отпечаток и на культуру эллинов. Одежда танцующей женщины и ее движения, иными словами характер танца явно не столь строго гармоничны, как прежде. Они отмечены живостью и весельем. Вообще ощущение радости бытия присуще этой эпохе. Костюм потерял признаки соподчиненности фигуре человека и приобрел качества удобства, сопровождаемые активным декоративным элементом в виде большой оборки.


2.72 Терракотовая статуэтка из Танагры. Танцующая девушка в юбке с оборками


Период эллинизма хорошо иллюстрируют остатки эллинистических городов в Малой Азии, а именно, в современной Турции. Доказательством полного разрушения тектонической целесообразности и перехода к чисто декоративному искусству и архитектуре служат витые стволы ионических колонн, которые мы видим среди руин этих городов. Витой ствол окончательно уводит от восприятия колонны как нагруженного несущего элемента и превращает колонну в элемент декоративного украшения (Рис. 2.73). Правда, архитектура на Малоазийском полуострове представлена и временем римской колонизации, которая развивала все особенности декоративности эллинистической эпохи.

Страница 26