История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке - стр. 25
Современники Праксителя получали заказы в основном за пределами своей родины. Государство вместе со своими гражданами обогащается. Роскошь и комфорт становятся признаками жизни. Каждый отдельный человек уже не всегда зависит прямо от экономических благ, получаемых непосредственно от своего города.
Каждый живет своей обособленной жизнью, и государственные проблемы его интересуют в значительно меньшей степени. Эллинизм становится интернациональной эпохой. Благодаря этому, даже недавно основанные города, например, Александрия, в короткое время затмевают и Афины, и Коринф, и становятся центральными пунктами греческой культуры. Направление художественного творчества теряет четко определенную цель. Все средства художественной выразительности получили самую широкую свободу для их использования. Еще сохраняется традиционно форма классического храма – периптер с изящной колоннадой. Однако и пропорции колонн, и декоративное убранство служат исключительно созданию внешнего впечатления, не отражающего тектонической сущности постройки. Свобода движений становится самоцелью. Чаще строят комплексы, а не отдельно стоящие здания. Так в Пергаме Акрополь представляет собой большой комплекс сооружений самого разного назначения (Рис. 2.66, Рис. 2.67). Пергамское царство в Малой Азии, населенное главным образом греками достигло своего расцвета в III–II в. до н. э. Столица Пергам располагалась на крутом склоне скалы из искусственных террас высотой в 280 м. На самой верхней террасе размещался царский дворец. Ниже – площадь с памятниками героям и полководцам с храмом богине Афины, покровительнице города, ибо пергамцы считали свой город наследником Афин. На площади была большая библиотека. Ниже лестница вела к самой богатой торговой площади Средиземноморья с возвышающимся алтарем Зевсу (Рис. 2.68). Миф повествует о том, как титаны, сыновья богини Геи-матери земли, восстали против богов.
Эта битва изображена на рельефе алтаря. Боги предстают в нечеловеческом напряжении сил. Смертельная схватка подчеркивается каждой фигурой битвы. И только Гея скорбит о погибающих сыновьях. Зевс превосходит всех величиной и силой. Все тело, каждая мышца пронизана страстной и грозной ненавистью. Он ведет борьбу сразу с тремя противниками, и среди них могучий вождь Титанов Порфирион. Рядом с Зевсом сражается его дочь Афина (Рис. 2.69). Активность композиции существенно отличает скульптурную группу алтаря от всех предшествующих примеров классического и, тем более, архаического периода. Нигде мы не встречаем такой бури страстей, напряжения сил, яркой передачи движений каждого героя. Беспощадностью боя не на жизнь, а на смерть веет от всего изображения. Все это признаки нового времени – времени эллинизма.