Размер шрифта
-
+

История государства и права зарубежных стран - стр. 54

Ко второй варне – кшатриев – относилась военная знать. Из числа кшатриев выходили цари, военачальники, государственные чиновники. Основным занятие кшатриев было военное дело.

К третьей варне – вайшьев – относились крестьяне, ремесленники и торговцы.

Четвертой Варной была варна шудр – неприкасаемых. В их число попадали обедневшие общинники, изгнанники, отпущенные на волю рабы и др. Обязанностью шудр было служение представителям всех высших варн. Шудры могли заниматься ремеслом, театральным искусством и т. д. Они могли иметь семью, владеть имуществом и передавать его по наследству. Шудры имели право обращаться за защитой своих интересов в суд, давать свидетельские показания.

Помимо шудр, в древнеиндийском обществе были и рабы. Рабы, как и шудры, могли иметь семью и имущество. Раб мог быть освобожден за выкуп.

Принадлежность к той или иной варне в древнеиндийском обществе определялось рождением. При этом переход из одной варны в другую не допускался.

С течением времени система варн в Индии претерпела существенные изменения. Варны дробились и распадались на достаточно узкие профессиональные группы – касты, которых к концу I тыс. до н. э. было несколько сотен. Касты характеризовались общностью занятий, интересов, правил поведения и т. д. Сложившийся кастовый строй просуществовал в Индии и в эпоху Средневековья вплоть до Нового времени.

Помимо кастовых предписаний и правил поведения, жизнь человека в древнеиндийском обществе определялась его дхармой – правилами жизни, которым должны были следовать все подданные. За соблюдением населением дхармы следили специальные должностные лица – махатмы.

4.3. Становление и развитие права Древней Индии

Источники права. Вся жизнь древнеиндийского общества была пронизана морально-этическими правилами, нормами религиозного происхождения, которые и определяли жизнь человека и его поведение в обществе.

Ключевую роль играли так называемые дхармашастры – сборники религиозно-нравственных правил (дхарм). Дхарма – это одновременно и религиозная добродетель, и норма морали, и свод правил, регламентирующий различные стороны жизни человека в обществе. Следование дхарме было основной обязанностью, которая составляла важнейшую добродетель. Дхармашастры изначально составлялись брахманами для своих учеников. Однако со временем они стали приобретать общегосударственное значение.

Наиболее известной дхармашастрой являлись Законы Ману, получившие свое название по имени мифического прародителя всех людей. Время составления Законов Ману точно не известно. Предположительно их появление датируется периодом между II в. до н. э. и II в. н. э.

Страница 54