История Древнего Востока - стр. 41
В какой мере эн был эксплуататор? Данный термин обычно обозначает тенденцию деятельности большинства управленцев, направленную на то, чтобы получить больше, чем положено. Это принимает самые разнообразные формы. Но в те далекие времена эти тенденции, насколько можно судить, выражались не сильно. Куда шел урожай с поля, которое имел эн? Главным образом это резерв храма и жителей города-государства. Кроме того, урожай использовался в межгосударственном обмене, для жертвоприношений, наконец, как средство для содержания, путем регулярных раздач, определенной группы людей, с самого начала получавших зерно, рыбу, соль и т. п.; это можно назвать пайком. С ним, пайком, был связан переход, исторически временный, части земледельцев из состояния общинников в состояние казенных земледельцев, сдававших часть урожая конкретному управленцу в виде его «пайка», но не крепостных и не рабов.
2.3. Верования и культура. Что представляли собой верования и культура? Текстов о верованиях шумеров Протописьменного периода дошло еще мало, но много памятников искусства, архитектуры. Основа, как и у древних египтян, и у жителей Святой Земли за тысячелетие до этого, – культ предков, хотя в дальнейшем процессы пойдут в разные стороны. Конкретно это культ предков «большой семьи»; большая семья: муж с женой, бабушка с дедушкой, неженатые и незамужние братья и сестры, дети, внуки. Затем «локальные» божества, покровители территории каждой общины, состоящей из многих семей, – принципиально иные божества, потому что связаны не с семьей, а с пространством. И наконец, общие для двух и более общин божества, которые у шумеров были по преимуществу божествами Неба. Отметим, что шумеры более склонны были обращаться к небесным богам, чем другие народы этого времени. Если посмотрим, что было тогда в Святой Земле, в Сирии и в долине Инда, то нигде больше ничего подобного не увидим. Наиболее почитаемые боги: Ан(у) – Бог Неба; Энки – Владыка Земли, точнее, мирового океана, где плавает, с точки зрения шумеров, земля; Энлиль – Владыка Дуновений, божество всего живого на земле, главный бог шумеров.
Насколько можно судить, религия была весьма пессимистическая; после смерти – АД, где голодно и холодно, питание – что родственники принесут при молениях за умерших.
Шумерские божества в основном покровительствовали хозяйству во всех его разновидностях («бог кирпича» и т. п.), а еще очень любили путешествовать. И все время заботились, чтобы шумеров не было слишком много.
Интересная особенность культуры и духовной жизни шумеров – проблема индивидуальности. Именно шумерское техногенное общество с самого начала своего существования стало решать проблему, к которой, как всегда, первыми приступили не техногены, а жители гармонических обществ Плодородной дуги, – проблему личной идентификации, проекции своего социального и сакрального «я» на какую-то часть окружающего мира. Еще на две тысячи лет раньше это нашло выражение в личных печатях. Но здесь, как и в других областях, шумеры, будучи техногенами, поставили дело «на поток». Страна совершенно забита печатями – тома можно составить из изображений на шумерских печатях того времени. И ни одна не повторяется! И это – сакральный элемент жизни, а не паспорт. Если раньше печати были «пуговичными», то позднее появились цилиндрические – печать прокатывалась по глине, асфальту и т. п. и не только удостоверяла факт покровительства изображаемого божества, но и свидетельствовала о подвигах богов-покровителей, о каких-то моментах их жизни. В их изготовление вкладывается огромное количество труда, это безусловно сложные художественные произведения, сделанные порой из ценного камня. Их было больше, чем хороших мастеров, художников, поэтому много бездарных изображений. Но и откровенной халтуры нет, это священные предметы. Тема цилиндрических печатей, в отличие от пуговичных, – рассказ, определенный сюжет: кто-то пришел к богу и о чем-то просит; кто-то поклоняется богу, кто-то за кем-то гонится, божество что-то свершает. Никакой выдумки нет, – например, животные совершенно знакомые (хотя среди них встречены динозавры, весьма реалистические; откуда они взялись?). Разумеется, у божеств порой есть различные чудесные признаки, но это иное дело. Главное же для нас – постепенное формирование на печати текста рассказа, совершенно понятного и очевидного для окружающих. Сюжеты, кроме взятых у семитов, в основном можно понять: общение человека с божеством или божеств друг с другом. Таких изображений десятки тысяч: и божества, и люди, и животные, и даже растения. Надо сказать, изображения растений – особая часть искусства. Они почти никогда не изображаются в скульптуре, но в изобилии представлены в рисунках на плоскостях печатей.