История Древнего Востока - стр. 43
Что более связывает зависимостью человека низкого достатка? Паек (в те времена прежде всего зерно). А человека высокого достатка пайком не удовлетворишь: ему нужно что-то надежное, перспективное, для потомков – надел. Паек прежде всего необходим служащим, особенно тем, от которых требуется исполнение государственных функций. Чем он хорош? «Пришел, увидел, получил», ваши обязательства на сегодняшний день (месяц) на этом кончились; можно ни о чем в данный момент не думать. Паек – хорошая форма расплаты с профессиональной армией, с мелкими служащими, ремесленниками, младшими служителями культа, на определенном этапе в некоторых обществах – с казенными, зависимыми земледельцами. Натуральная плата дает ежемесячное чувство зависимости от государства, очень важное для последнего. Оно формирует менталитет мелкого служащего: человеку каждый месяц напоминают, от кого он имеет содержание. Человек же, получивший надел, уже «стратегический» союзник власти, но не тактический. У него сразу возникает мысль: «А как мне все сохранить после того, как обожаемый монарх умрет?» И в течение тысячелетий люди везде пытались решить данную задачу. Для нас важно, что обе системы компенсации услуг государственных служащих появляются одновременно, а не вырастают одна из другой, как многим казалось раньше. Ничего совершенного, позднего, «прогрессивного» в идее зарплаты нет: она существовала со второй четверти 3-го тыс. до Р.Х. одновременно с идеей земельного надела, получаемого от государства, практически: или переадресованного ему куска общинного фонда, или участка вновь освоенных за счет государственной барщины общинников земель, или за счет права не платить налог с так или иначе принадлежащего ему участка. Эти формы то сменяют друг друга, то сосуществуют. Кто получал паек в шумерском обществе? Воины, ремесленники, специализированные деятели сельского хозяйства типа рыбаков. Что касается жрецов, чиновников, то они имели личную землю, надел. То же и общинники, но здесь сложнее.
Распространена легенда – когда-то вся земля была общей. Вся земля никогда общей не была, насколько можно судить. Так, уже шумеры протописьменного периода землю могли продавать. С самого начала прослеживаются три вида отношений к земле: 1) часть деревенского фонда, периодически перераспределяемого «по едокам»; 2) личная (частная) наследственная земля и 3) земля, данная на время, за службу, – надел. Никаких изменений в этой сфере впоследствии не наблюдается. Все появилось так, как существует и по сей день. Кроме того, в общине имелся и участок земли, не принадлежавший никому и совместно обрабатывавшийся в той или иной форме; продукты с него шли на общедеревенские нужды, его могли отдавать на сезон тем, кому не хватало своей земли, и т. д. Из этого, кстати, вырастали и храмовые земли, но не только из него.