История белорусского театра кукол. Опыт конспекта
1
Барышев Г. И. Батлейка. Рукопись. Архив ГАЦТК. М., 1999. С. 3.
2
«Батлейка» от Be deem – Вифлеем.
3
От ст. – слав, врътъпъ, въртъпъ – «пещера, ущелье».
4
От польск. szopka – сеновал. В старой Польше «шопа» – строение для собраний. В XVII в. в шопах показывались и мистериальные представления. Возможно, поэтому переносные мистериальные сценки также назывались шопками.
5
«Жлоб» – белорусское название кормушки. Пожалуй, самое неподходящее название для столь эстетского зрелища.
6
Существует множество белорусских названий народных кукольных театров, играющих рождественскую драму: «ягорый», «героды», «звязда», «три круля», «кукольники», «ралешники», «шчапаники», «батлеи», «батлеемка», «остмейка» и т. д.
7
Маньен Ш.. История марионеток Европы от древнейших времен до наших дней. – Париж, 1862. Перевод А. В. Озелли. Машинопись из собрания музея ГАЦТК. С. 35.
8
Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси // Ежегодник императорских театров. Сезон 1894–1895 гг. Приложение. СПб., 1895. Кн. 1. С. 43–44.
9
Польская шопка бывает одно-, трех– и четырехъярусной. В трехъярусных шопках находятся две сцены, как у украинского вертепа. В четырехъярусных наверху располагалась «краковская свадьба» – прикрепленные к вращающемуся кругу пары кукол в национальных костюмах.
10
Конрад Н. И. Диалог историков. Размышления об истории культурного и научного развития // Избранные труды. М., 1974.
11
Ретабло (retablo – от лат. retro «за, позади» и tabula – «доска», первоначально retrotabulum).
12
Юрковский X. О происхождении рождественской кукольной мистерии // Традиционная культура. М., 2002. Пер. О. Глазуновой.
13
Юрковский X. О происхождении рождественской кукольной мистерии // Традиционная культура. М., 2002. Пер. О. Глазуновой..
14
В белорусской батлейке наибольшее распространение получили куклы на стержнях размером в среднем 25 см. Они мастерились из мягких пород дерева (преимущественно липы), набивались тряпками, ватой или бумагой.
15
Эти упоминания датированы 1533, 1591, 1639, 1666 гг. и т. д.
16
До конца XIX века территорию Гродно – Новогрудок – Слоним – Браслав называли Литвой, а самих жителей (белорусов, украинцев, литовцев, татар, евреев и др.) – «литвинами», не разбираясь особо в их реальном этническом происхождении.
17
Уласевич И. Использование традиционного белорусского театра «Батлейка» в современном образовательном процессе. Цит. по: ird.npu.edu.ua›files/ylasevuch_2.pdf.
18
Оформлению батлеек придавалось большое значение. Они украшались цветной бумагой, резьбой и вышивкой. Сами же батлейки обычно изготавливались из фанеры.
19
Жлоб появился на Витебщине, вероятно, в конце XVIII – начале XIX в. Он имеет вид двухъярусной трехкупольной церкви. За стеклом в центре жлоба расположены неподвижные куклы (поклонение волхвов). Ярусы слева и справа оклеены промасленной бумагой, служащей экраном для показа сцен Рождества. На верхушках шпилей – крутящиеся от тепла свечей пропеллеры с обручами, на которые крепятся фигурки библейских персонажей. Фигурки вместе с обручем и пропеллером вращаются, отбрасывая тени на экраны из промасленной бумаги, а батлеечник комментирует происходящее действие.
20
Federowski М. Lud bialoruski па Rusi. Krakow, 1903. Т. 3. S. 391.
21
Шейн П. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб. Изд. 1887–1902 гг. Т. 2. Ч. 1. С. 135.
22
Франко И. До истории украинского вертепа XVIII в. Львов, 1906.
23
Бессонов П. А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта. Минск, 1871. Т. 6. С. 18.
24
Эремич И. Очерки белорусского Полесья / / Вестник Западной России. Вильно, 1867.
25
Там же.
26
Кулжинский Г. Бетлейки // Душеполезное чтение. Минск, 1873.
27
Там же.
28
Таку В. Н. Перетца.
29
Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. Отдельный оттиск «Ежегодника Императорских театров сезона 1894–1895 гг.». СПб., 1895. С. 52.
30
Шейн П. Материалы для изучения… СПб., 1893 Т. 2. Ч. 3. С. 121–122.
31
Там же. Ч. 3. С. 151.
32
Романов Е. Р. Вертепное действо // Могилевские губернские ведомости, 1898. 6 июня. № 45.
33
Романов Е. Р. Вертепное действо // Могилевские губернские ведомости, 1898. 6 июня. № 45.
34
Шпилевский П. М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю // Современник. 1853–1855. СПб.
35
В славянской мифологии – оборотень, существо, обладающее способностью превращаться в волка (укр. вовкулак; белорус, вавкалак; польск. wilkolak; чешек, vlkodlak; сербск. вукодлак).
36
Богдановский К. Святочный народный театр в Белоруссии // Минский листок. 1894. 27 декабря.
37
В XVI в. в Сморгони существовала особая школа, где дрессировали медведей. В народе ее прозвали «Сморгонской академией».
38
Цит. по: Барышев Г. Батлейка. Рукопись. 1999. С. 23. Архив ГАЦТК им. С. В. Образцова.
39
Czubek J. Szopka warszawska w XIX wieku. PT, 1968. Z. 1. S. 70.
40
Наша шва. 1910. № 44–45.
41
Бядуля 3. Каляды // Звязда. 1922 г. 28 декабря.
42
Цит. по: Василька В. Театру вiддане життя. Киев, 1984. С. 48
43
Там же.
44
Фридман Ю. Я от дедушки ушел. Рукопись, фрагмент из книги. Архив автора.
45
Барышев Г.,Лашкевич Ж. Прошлое и настоящее белорусской батлейки. Театр Чудес. М., 2001. № 1. С. 12–15.