Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 34

, «больше каждого в отдельности», в отношении епископов, но он minor universis, «меньше всех вместе», в отношении тела верующих и Вселенского собора, представляющего их интересы. Это подтверждается тем, что «ключи были даны Петру во имя Церкви», и далее тем, что имеется возможность через голову папы обратиться к власти Собора, который, следовательно, стоит «над римским понтификом» (p. 178). Вывод о том, что папа обладает всего лишь статусом избираемого должностного лица, еще более четко формулируется Альменом в конце «Краткого разъяснения». Приводя точку зрения Каэтана, что «власть избрания папы» принадлежит «самому понтифику» (Almain 1706a, col. 998), он говорит, что власть на самом деле принадлежит Богу; но в той мере, в какой это власть человека, «она принадлежит Церкви, а не понтифику». Этот вывод затем подробно обосновывается ссылками на Писание и порядок, существовавший в первоначальной Церкви (cols 999–1000).

Если папа имеет в Церкви статус rector или minister, из этого следует, что полнота власти была дана ему из административных соображений, а не в виде отчуждения фундаментального суверенитета Церкви. В конце «Диспутаций», приводя цитаты из Жерсона, чтобы «ответить на аргументы Каэтана», Майр делает вывод, что «полнота власти во все времена и не прерываясь остается за Церковью» (Mair 1953, p. 183). Альмен выводит то же заключение в конце своего «Пересмотра», где цитирует Жерсона, чтобы помочь ему ответить на аргументы Каэтана, и говорит, что «власть Церкви по своему характеру и времени появления заключена в самой Церкви, а не в папе», и немедленно выводит три короллария: «власть Церкви остается в ее совершенстве и объеме больше власти верховного понтифика»; «Вселенский собор Церкви может собираться без дозволения папы»; и «Вселенский собор может принимать любой акт, входящий в юрисдикцию Церкви» (Almain 1706c, cols 971–974). Те же вопросы разбираются более полно в главах 6 и 7 «Краткого разъяснения», где Альмен пишет, приводя множество авторитетов, что «Христос прямо передал свою власть Церкви», после чего вновь утверждает, что Каэтан в корне ошибается, полагая, что эта власть была когда-либо отчуждена или безвозвратно дарована папе (Almain 1706a, cols 995–998).

Наконец, и Майр и Альмен самым решительным образом поддерживают ключевое требование, лежащее в основе концилиаризма и состоящее в том, что должна существовать возможность смещения папы и лишения его властных полномочий с помощью голосования (даже простым большинством голосов) на Вселенском соборе Церкви. Это главная тема «Диспутации» Майра, и те же аргументы содержатся в двух последних главах «Краткого разъяснения» Альмена. Оба начинают с допущения, что, как пишет Майр (Mair 1953, p. 179), «епископ не лишается своего поста из-за ереси», и, таким образом (как признает Альмен, цитируя в качестве авторитета Оккама), «папа, становящийся еретиком, не смещается

Страница 34