Истоки американо-китайских отношений - стр. 66
У купцов была материальная заинтересованность. Этим во многом определялись их деятельность и их взгляды на Китай, а также их доклады о Китае, о том, что происходило в их взаимоотношениях с китайцами. Это главным образом сфера общения в области практической жизни, так сказать, «простых людей».
Дипломаты, в те времена прежде всего европейские, а не американские дипломаты, исходили, очевидно, из государственных интересов в понимании столиц направлявших их государств. Это, как и доклады купцов, помогало постепенно составлять представление как о поведении китайцев, в том числе китайских чиновников, представителей власти, так и о практике взаимоотношений «государственных людей», иностранцев с китайцами.
А вот миссионеры – это нечто в каком-то смысле несколько иное. Здесь не было прямого материального интереса. Здесь не главенствовали практические государственные интересы той или иной страны. Здесь речь шла об основе основ, то есть о соотношении духовного мира иностранцев, в частности и прежде всего протестантов из Америки, и китайцев, о нравственных, духовных ценностях. В реальной жизни оказалось, что, с точки зрения властей Китая, речь шла о своего рода «покушении» неких миссионеров из-за рубежа на привычные, устоявшиеся веками и тысячелетиями представления о духовной жизни человека, общества в Китае.
И действительно, миссионеры хотели они того или не хотели, но представляли свободных людей нового мира того времени, американцев, при их знакомстве с подданным империи, несвободными людьми, в той или иной степени рабами старого мира, каким явился перед ними тогдашний Китай.
Профессор Миллер знакомит читателей с главными направлениями протестантской мысли, когда дело касалось процесса знакомства иностранцев с китайцами, «узнавания» китайцев иностранцами, взаимопонимания между ними.
Преподобный Роберт Моррисон прибыл в Китай в 1807 году, он открыл новый канал прямой (непосредственной) информации об этой нации. Протестантский миссионер (миссионер-протестант) явился третьим «хранителем врат» и тем, кто владел (руководил, командовал) самой широкой аудиторией в Америке. Дело не только в том, что миссионеры опубликовали чрезвычайно много книг и статей в журналах о Китае и о своем опыте, но и в том, что у них имелись периодические издания, ценность которых увеличивалась еще более широкой религиозной прессой и значительным числом церковных кафедр, с которых они пропагандировали свои взгляды на Китай (С. 57).
До 1840 года в Китае находились только двадцать миссионеров-протестантов, включая двух наборщиков-печатников и учителя. Так писал профессор Латурет, чья энциклопедическая работа является великолепным путеводителем по их деятельности. Громада докладов, журналов и книг, которую произвела на свет эта группа, по-разному влияла на формирование в Америке образа китайцев (C. 57).