Истоки американо-китайских отношений - стр. 68
Однако утверждения Дантона были (в случае с попытками изгнания дьявола) чрезмерными. Представляется, что провинциализм скорее (в большей степени), чем замена одних предрассудков другими (одних суеверий другими), описывает (дает понимание) концепцию Китая и китайцев с точки зрения миссионеров (С. 61).
С чем же приходили в Китай миссионеры-протестанты?
«Та цивилизация, которую Евангелие даровало нашей Новой Англии, – это самая высокая и лучшая цивилизация, какую только видел мир» – так заявляли некоторые миссионеры. Восхищение Китаем, которое выражали миссионеры-иезуиты более века тому назад (по сравнению с XIX веком), совершенно отсутствовало в комментариях более поздних миссионеров-протестантов. Самые теплые чувства, которые могли выражать (производить) последние, – это своего рода патернализм по отношению к китайцам, видение китайцев как «детей тьмы», осуждение тех душ, которые были неспособны выдержать испытания, проверку их решимости спасти самих себя. Этот провинциализм наилучшим образом нашел свое выражение в том изначальном шоке, который американские миссионеры испытали, оказавшись перед лицом такого общества, в котором «само имя нашего Спасителя не одобрялось, если не было ненавидимо миллионами». Этот автор, кажется, не был готов столкнуться с язычеством в такой степени. «Целые города отданы во власть идолопоклонства!» – восклицал Элиа Бриджмен с интонацией неверия (неправдоподобия) (С. 61).
Профессор Миллер говорит о провинциализме американских миссионеров-протестантов в Китае. Очевидно, что при этом он имеет в виду ограниченность миропонимания этими миссионерами, которые не видели всей «широты» мира, планеты, сводили огромный необозримый разнообразный мир к «одной ограниченной его частице – провинции» – и в то же время считали, что их воззрения должны быть воззрениями всех, с кем им доведется встретиться на Земле.
Уверенность в своей «правоте», в своей «правде» была присуща этим миссионерам. Это могло играть свою роль, помогало обращению некоторых китайцев в христианскую веру.
В то же время здесь присутствовало некое «снисходительное отношение» иностранцев по отношению к китайцам.
В этом, кстати, проявилось отличие от миссионеров-иезуитов, то есть католиков, которые начали свою проповедь в Китае за век до того, как туда прибыли миссионеры-протестанты.
Иезуиты осознанно или неосознанно попытались «проникнуть» в души китайцев, добиться их благосклонности и согласия с догматами католической религии, потакая представлениям китайцев о своей культуре, о своей цивилизации, о своей истории, о самих себе как о высшем достижении человеческого рода на Земле. Отсюда и восхищение иезуитов перед Китаем и китайцами.