Размер шрифта
-
+

Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 35

В то же время не всё так однозначно и в этом основном отличии доносов. И в заявлении заявитель апеллирует к нормам, только к нормам права, т.е. к нарушению жертвой заявления права как баланса общественных интересов, а уже через него интересов заявителя! И в доносе говорится о нарушении личных интересов только через нормы коллективной жизни. В том и в другом случае на первом месте всё равно оказываются интересы общества; только в случае с заявлением в суд этот аспект по самой форме составления Бумаги более затушёван, скрыт, на первое место вроде бы выходит аспект личных интересов. В случае с классическим доносом на первое место уже выводятся интересы коллектива и общества, личные же интересы скрываются, затушёвываются. Так что реальное их отличие только в форме, нюансах процедуры подачи и принятия решения. Это отличие оказывается продиктованным историческими условиями и, самое главное, особенностями социальной организации того или иного общества.

Обращение в суд – это особая форма доноса, характерная для западного общества, с полным перекладыванием доказывания на сторону в деле. Западное государство и здесь, как и в области экономики, сбрасывает с себя максимум функций. Данный подход также адекватен наличию частников в экономике: они разбираются между собой в частном порядке, а государство лишь выступает в функции арбитра. При классическом доносе государство само собирает данные, обременяя себя дополнительными обязательствами. Обращение в иной орган – форма доноса, особенно адекватная условиям коммунального аспекта общества, в особенности коммунизму, при котором этот аспект получает наибольшее развитие. Донос призван обратить внимание органов на то, что человек отбивается от коллектива, позорит коллектив, наносит ему вред. Органы при этом рассуждают так: если из коллектива идут сигналы, значит, в нём не всё благополучно. Когда различные сигналы касаются одного и того же человека и их количество достигает некоей критической отметки, органы считают, что раз сигналы продолжают идти, значит, человек не смог вписаться в коллектив, – в противном случае коллектив бы его защищал, а не стремился бы от него избавиться. Следовательно, человек действительно несёт опасность для коллективного уклада и его следует убрать.

Когда в России после 1917 года формировалось новое общество, в нём на первый план вышли интересы коллектива и вообще целого. На какое-то историческое время люди оказались вовлечены в практически бескорыстный процесс создания целостного общества. При этом стремление даже ценой жизни совершить Поступок в интересах общества стало естественным для большинства населения. Донос приобрёл некий священный ореол, был во многих случаях бескорыстным, самоотверженным порывом. Уже потом, когда общество в основных чертах было построено, донос стал способом решения, прежде всего, личных проблем, проявлением мелочной зависти. Однако на Западе не было даже такого короткого этапа святости доноса. Он здесь изначально был и остаётся сейчас (как в форме заявления в суд, так и классического доноса) способом решения личных проблем и мелочной зависти. Так, советских разведчиков часто раскрывали из-за доносов соседей, которые видели, что они чересчур часто бывают дома, а значит, мало работают и при этом слишком хорошо живут. Проявлялась человеческая зависть, соседи сообщали в налоговые органы, а те уже брались за человека, выясняя всю его подноготную. Однако ценность доноса от характера морального содержания зависит в ничтожной степени, главное, что донос служит интересам целого.

Страница 35