Размер шрифта
-
+

Ислам - стр. 11

Суфизм

Примерно в то же самое время (VIII–IX века) в исламе возникло полумонашеское течение суфизм.

Суфизм, или тасаввуф, – это исламский мистицизм. Как движение суфизм возник в ответ на укоренившееся в исламе бесплодное доктринерство. Однако он всегда играл фундаментальную роль в религиозном опыте мусульман, которые, подобно пророку, посвятили себя пожизненной молитве и пребыванию близ Господа.

Некоторые мусульмане считают суфизм наиболее важным аспектом ислама, тогда как другие, не доверяющие эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта, относят его к второстепенным, побочным явлениям. Все зависит от того, каков тип личности у того или иного мусульманина. Те, кто понял и осознал ценность суфизма, называют его сердцем или духом ислама; однако мусульмане, основывающие свою веру на послушании и последовательном выполнении всех обрядов ислама и страшащиеся всяческих нововведений, посматривают на суфизм с большой подозрительностью.

Суфии в своей практике преследуют определенные цели. Основные – это отвержение мирских желаний, богатства и роскоши, поиски внутренней духовной жизни, «очищение сердца» и достижение единения с Богом в результате непосредственного эмоционального переживания, искоренение человеческого сознания и полное растворение в сознании Бога, преодоление желаний и страстей самолюбивой человеческой плоти.

Ваххабизм

Усложнение социально-экономических и политических условий вызывало появление в исламе новых сект. Так, среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства городских купцов и состоятельных людей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов; уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только Аллаху.

Помимо опьяняющих напитков, в ваххабизме запрещено также курение табака. Важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама.

После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В Саудовской Аравии, объединившей обе области, ваххабизм стал господствующей религией.

Бабистское движение

Вождем восстания городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века выступил Мохаммед Али, принявший прозвище Баб («врата» – в смысле посредник между людьми и богом). Движение получило название

Страница 11