Размер шрифта
-
+

Ислам - стр. 12

Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только мусульман. Он объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба основывалось на мистических представлениях. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено властями, а главари подверглись суровой казни (1850). Однако движение имело продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище Бехаулла – существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех на плоды земли и т. д. Но Бехаулла не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь и прощение; в этом, может быть, чувствовалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и стало распространяться главным образом в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел последователей даже в Западной Европе и в Америке.


В заключение несколько слов о таких течениях ислама, как махдизм и панисламизм.

Под знаком ислама проходили некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Одно из них, махдистское, повлекло за собой новое религиозное течение – махдизм. Появилось оно в Африке, в Судане. Его глава – Мухаммед Ахмед – объявил себя махди (мессией, спасителем) и хотел освободить от колонизаторов мусульман Африки. Движение охватило весь Восточный Судан вплоть до Красного моря. Продолжалось это восстание около 20 лет с 1881-го по 1898 год.

Среди движений за реформу ислама в это время видное место занял панисламизму истоков которого стоял знаменитый мыслитель и реформатор Джамал ад-Дин Афгани (1838–1897). Выступая с идеями модернизации ислама, Джамал ад-Дин разработал и выдвинул концепцию панисламизма, суть которой состояла в том, что все сыны ислама должны объединиться в борьбе против иноверцев-колонизаторов за восстановление первоначальной чистоты ислама. Его идеи поддержали некоторые другие влиятельные деятели ислама и реформаторы, в их числе – муфтий Египта и профессор Мусульманского университета аль-Азхар в Каире Мухаммед Абдо (1849–1905). Эти два реформатора начали издавать первую в истории исламских народов газету.

Ища реальную силу для осуществления поставленной цели, идеологи панисламизма вынуждены были обращаться то к турецкому султану, то к иранскому шаху. Но это вело к тому, что демократические и освободительные моменты постепенно исчезли из лозунгов панисламистов, так что уже в первые десятилетия XX века их движение превратилось в довольно консервативную силу. Лозунги панисламизма были охотно взяты на вооружение крайней реакцией, которая под их прикрытием нередко держала курс на политическую экспансию. В Индии идеи панисламизма нашли свое выражение в движении сторонников восстановления халифата (халифатистов). Но с 20-х годов XX века позиции панисламистов были сильно ослаблены. Их попытка восстановить халифат и избрать халифа после ликвидации султаната в Турции в 1924 году успеха не имела. И хотя панисламизм как течение продолжал существовать, влияние его шло на убыль. На смену ему в различных странах ислама приходили новые модернизаторско-реформаторские концепции, главным образом националистического толка.

Страница 12