Размер шрифта
-
+

Ислам - стр. 10

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов – демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.

Наконец, в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Исмаила ад-Дарази, последователи этой секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

Суннизм

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, исповедуемый большинством мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность Сунны.

Второе важное положение суннизма – согласное мнение общины. После смерти Мухаммеда прямой «контакт» общины с Аллахом прекратился, и ее жизнь стала основываться на строгом исполнении заветов Корана и Сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами (иджма). Сунниты считают, что политическая и духовная власть должна принадлежать халифу – человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана, и не обязательно, чтобы этот человек был членом рода Али.

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму обычно считаются следующие:

1) признание законности четырех первых халифов – Абу-Бакра, Омара, Османа и Али (шииты, напомним, признают только Али, считая первых трех узурпаторами);

2) признание достоверности шести сводов хадисов, составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи;

3) принадлежность к одной из четырех богословско-правовых школ (маликиты, ханафиты, ханбалиты, шафииты).

Однако суннизм тоже не остался единым. В VIII–IX веках в нем возникло мутазипитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной Богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (в конце IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло в халифате верх, мутазилитов стали преследовать. Учение о вечности, «несотворенности» Корана стало абсолютным. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

Суннитско-шиитские разногласия время от времени обостряются, приобретая весьма опасные формы. В настоящее время сунниты составляют большинство мусульманского населения всех государств исламского мира, кроме Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам.

Страница 10